Олимпиада по литературе 9 класс с ответами




Олимпиада по литературе 9 класс с ответами

          Олимпиада по литературе для 9 класса с ответами.

    Задание 1.

    Приведены цитаты, в которых один литературный герой говорит о другом.
    Назовите имена героев, автора и название произведения.
    Объясните смысл названия произведения.
    Кого еще из литературных героев можно было назвать так же?

    "Так у нас одна кручина. Четвертый год мучу свой живот. По сесть час, кроме задов, новой строки не разберет, да и зады мямлит, прости господи, без складу по складам, без толку по толкам". "Мой ... из-за книги не встает по суткам. Материно мое сердце. Иное жаль, жаль, да подумаешь: зато будет и детина хоть куда". "Странное дело ... как родня на родню походить может... наш весь в дядю. И он до свиней сызмала такой же охотник, как и ты. Как был еще трех лет, так, бывало, увидя свинку, задрожит от радости".


    Задание 2.

    В каких произведениях В.А. Жуковский и А.С. Пушкин обращаются к сюжетам мифов и античной литературы?
    Приведите примеры.
    С какой целью они это делают?


    Задание 3.

    Придумайте несколько пар рифм, характерных для элегии.
    Какими эпитетами можно охарактеризовать состояние лирического героя элегии?


    Задание 4.

    Выделите в тексте тропы и стилистические фигуры.
    Назовите их и определите стилистическую роль.

    Взошла заря. Дыханием приятным
    Сманила сон с моих она очей;
    Из хижины за гостем благодатным
    Я восходил на верх горы моей;
    Жемчуг росы по травкам ароматным
    Уже блистал младым огнем лучей,
    И день взлетел, как гений светлокрылый!
    И жизнью все живому сердцу было.

    Я восходил; вдруг тихо закурился
    Туманный дым в долине над рекой;
    Густел, редел, тянулся и клубился,
    И вдруг взлетел, крылатый, надо мной,
    И яркий день с ним в бледный сумрак cлился,
    Задернулась окрестность пеленой,
    И, влажною пустыней окруженный,
    Я в облаках исчез, уединенный.


    Задание 5.

    В русской драматургии хорошо известен такой прием создания комического эффекта, как "говорящие фамилии".
    Он использовался и А.С. Грибоедовым в "Горе от ума", и Н.В. Гоголем в "Ревизоре".
    Однако перепутать "говорящие фамилии" этих драматургов невозможно. Почему?
    Каковы принципы создания "говорящих фамилий" этих авторов?
    Смоделируйте несколько "говорящих фамилий", используя те же принципы.


    Ответы к олимпиаде по литературе 9 класс


     1.     Д.И. Фонвизин "Недоросль". Во всех цитатах говорится о Митрофане. Слова принадлежат Кутейкину, госпоже Простаковой и ее мужу. Недорослем называет себя Петруша Гринев, герой повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка".

     2.     В.А. Жуковский обращался к мифологическим сюжетам в балладах ("Кассандра", "Ахилл", "Эолова арфа" и т.д.). Он подчеркивает "вечность" тех проблем, к которым обращались когда-то в мифах и античной литературе. Кроме того, они лучше всего характеризуют "разорванное сознание" романтика. А.С. Пушкин пишет такие стихотворения, как "Арион", "Аквилон" и т.д. Для него это чаще всего своеобразный "эзопов язык".

     3.     Для элегического героя характерно состоянии меланхолии, "сладкой грусти", томления, уныния, печали. Он постоянно помнит о бренности земного существования, а потому грустит и томится жизнью. Его окружает сочувствующая его печали природа. Возможные пары рифм: воспоминанье - страданье, светило - озлатило, умирает - угасает, покой - с рекой и т.д. Для элегии характерны точные рифмы.

     4.     Метафора:     дыхание зари, гость благодатный, жемчуг росы
    Эпитет:     приятным, благодатным, туманный, крылатый, бледный, живое, светлокрылый
    Олицетворение:     сманила сон, взлетел, задернулась пеленой
    Сравнение:     блистал младым огнем лучей, как гений светлокрылый
    Оксюморон:     влажная пустыня
    Полиптотон:     жизнью - живому
    Рефрен:     я восходил
    Асидентон:     густел, редел, тянулся
    Антитеза:     густел, редел, тянулся и клубился

     5.     А.С. Грибоедов старается "зашифровать" порок своих героев, переводя слово на другой язык. Кроме того, в "Горе от ума" все "говорящие фамилии" связаны с одной сферой - речи героев. Н.В. Гоголь в "говорящих фамилиях" указывает не на порок героев (порок у них один - взяточничество), а их "азарт", особого рода привычку героев, определяющую его психологический феномен.


    Олимпиада по литературе 9 класс:              1 вариант    |       2 вариант    |       3 вариант

    Олимпиада по литературе для 9 класса


^