Русский язык 7 класс




Русский язык 7 класс

    Задания по русскому языку для 7 класса.

    Задание 1.

           Объясните причины орфографических ошибок в словах:    жолтый,    вчира,    сапок,    ноч.


    Ответ.

    Ошибки объясняются отражением на письме особенностей звучания слов (не учитываются действующие орфографические правила) и особенностями системных связей отдельных звуков, а именно:

    1. [жо] лтый – [ж] не имеет пары по мягкости (всегда твердый), а буква ё указывает на мягкость предшествующего согласного, поэтому для пишущего здесь «естественна» буква о, соответствующая твердому согласному;

    2. вчира – [е], обозначаемый буквой е, в безударном положении произносится как звук, близкий к [и];

    3. сапок –   [г], обозначаемый буквой г, на конце слова оглушается и произносится как   [к];

    4. ноч] не имеет пары по твердости (всегда мягкий),  поэтому буква ь,    обозначающая мягкость предшествующего согласного, здесь, с точки зрения пишущего, «избыточна».


    Задание 2.

           Катя жалуется маме на щенка:

    - Он мой тапок куда-то утащил!

    Мама, улыбаясь, отвечает:

    - Надеюсь, твойлюбимый юбок от него еще не пострадал?

    Объясните, почему мама так ответила дочери.


    Ответ.

    Мама таким образом попыталась указать Кате на допущенную ею  ошибку – употребление слова тапок как существительного мужского рода, в то время  как  оно женского рода – тапка.


    Задание 3.

           Вставьте недостающие слова в пословицы и поговорки.

    1. Всем сестрам по .....

    2. В ..... омуте черти водятся.

    3. ....... платит дважды.

    4. ..... все стерпит.

    5. Дела ...... , ...... пишет.


    Ответ.

    Всем сестрам по серьгам.

    В тихом омуте черти водятся.

    Скупой плати дважды.

    Бумага все стерпит.

    Дела идут, контора пишет.


    Задание 4.

           Есть ли родственная связь между словами аквариум, акварель, акваланг, акватория?


    Ответ.

    Все эти слова родственны с точки зрения их происхождения : они восходят к латинскому корню аква – вода , со значением которого все и связаны: аквариум – резурвауар, приспособленный для содержания, разведения и демонстрации водных животных и растений ; акварель – водяная прозрачная краска, а также живопись такими красками ; акваланг – устройство для дыхания человека под водой ; акватория – участок водной поверхности .


    Задание 5.

           Известный русский лингвист Александр Матвеевич Пешковский называл слова определенной категории «словами-хамелеонами». Что это за слова? Почему ученый их так назвал? Приведите 3-4 примера таких слов.


    Ответ.

    Это слова, переходящие из одной части речи в другую . Подобно хамелеону, меняющему свою окраску в зависимости от температуры и освещенности, они в зависимости от контекста приобретают различную лексико-грамматическую «окрашенность». Часовой (механизм) – относительное прилагательное, обозначающее признак предмета (механизма); часовой (на посту) – существительное, обозначающее лицо (человека).


    Задание 6.

           Прочтите фрагмент сказки А.Ремизова.

    Странного человека медведь никогда не тронет, он знает! – говорил старик. – Встретишься с медведем, скажи ему: « Иди, иди, Мишка!< …>. И медведь уйдет.

    Назовите устаревшее значение подчеркнутого слова. В каком значении это слово употребляется в современном русском языке?


    Ответ.

    В данном тексте слово употреблено в значении «странствующий, прохожий». В современном русском языке оно имеет значение «необычный, непонятный, вызывающий недоумение».


    Задание 7.

           Семиклассник Сергей прочитал другу страничку из своего дневника, где он вспоминает об одном из дней летних каникул. Тот с интересом выслушал Сергея, но потом заметил, что, если в записи кое-что поправить, рассказ станет еще интереснее. Согласны ли вы с ним? Отредактируйте рассказ Сергея.

    Во вторник я проснулся рано утром, подбежал к окну, которое входило во двор, в котором еще никого не было. Но мотоцикл дяди Паши уже стоял у дома, в котором он живет. Я ощутил волну радости, которая нахлынула на меня, бросился к кровати, быстро застлал ее, торопливо позавтракал, схватил рюкзак, который собрал еще вечером, и быстро выбежал во двор и встретил там ребят, которые тоже были с рюкзаками. Потом вышел дядя Паша, который держал в руках удочки. И мы на велосипедах, а он на мотоцикле отправились на рыбалку на озеро, на котором рыбачили до самого вечера и наловили много рыбы.


    Задание 8.

           Отметьте неверное утверждение:

    Нужно писать поводок, так как приставки па- в русском языке не существует.
    Нужно писать расцепить, так как после приставки стоит глухой согласный ц.
    Нужно писать сбросить, так как приставки з- в русском языке не существует.

    Ответ.

    Неверно утверждение 1: приставка па- в присутствует в таких словах, как пасынок, падчерица . Ее значение – «ненастоящий», «неполный». Правописание же слова нужно проверять, ориентируясь на его значение и подбирая слова с ударными по- (п?вод) или па- (п?водок) .


    Задание 9.

           Какое слово в «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина имеет иные грамматические признаки, чем в современном русском языке? Почему?

    Лебедь нас к тебе послала

    И наказом наказала

    Славный город твой хранить

    И ( дозором ) обходить.

    Подберите однокоренные слова к выделенному слову. Выделите в них корень.


    Ответ.

    1,3. Лебедь в сказке Пушкина употреблено как существительное женского рода, потому что Лебедь – заколдованная царевна.

    2. В современном русском языке оно относится к существительным мужского рода.

    4. Дозор – взирать, зрение, зрячий, позор, обзор, кругозор, подзорная, взор и т.п.


    Задание 10.

           Почему в «Словаре живого великорусского языка» В.И. Даля среди слов на Е нет слова есть?


    Ответ.

    Слово есть до реформы орфографии 1918 года писалось с буквой Ђ («ять») – Ђсть, поэтому не могло оказаться среди слов, начинающихся на другую букву алфавита.


    Задание 11.

          Составьте предложения со словом язык так, чтобы оно выступало  в роли разных членов предложения (форму слова можно изменять).


    Ответ.

    Например: Язык – орган вкуса. (Подлежащее)

    Положите таблетку под язык. (Обстоятельство)

    Он владеет русским языком. (Дополнение)

    Русский – мой родной язык. (Сказуемое)

    Кушанья из языка вкусны и полезны. (Несогласованное определение).*


    Задание 12.

           Приведите пример пары омонимов, один из которых обозначает выражение лица, а другой – снаряд.


    Ответ.

    Мина.


    Задание 13.

           Выделите окончания у приведенных ниже существительных в форме родительного падежа множественного числа.

    Коров, домов, столов, голов, подков.

    В каком из слов выделение окончания зависит от его значения?


    Ответ.

    Коров – нулевое окончание , домов – окончание - ов , столов – окончание – ов, голов – окончание нулевое, подков – окончание нулевое.

    Если голов от голова, то окончание нулевое; если от гол, то окончание – ов.

    Задание 14.

           Назовите известные вам лингвистические словари русского языка. Расскажите об одном из них.


    Олимпиада по русскому языку 7 класс:        1 вариант    |       2 вариант    |       3 вариант

^