Олимпиадные задания по литературе 11 класс




Олимпиадные задания по литературе 11 класс

          Олимпиадные задания по литературе для 11 класса.

    Задание 1.

    В каких произведениях звучат эти скрипки?
    Назовите авторов.

    1.1.
    Всех одолевало желание петь. Сашка, размякший от пива, от собственной доброты и от той грубой радости, которую доставляла другим его музыка, готов был играть что угодно. И под звуки его скрипки охрипшие люди нескладными деревянными голосами орали в один тон, глядя друг другу с бессмысленной серьезностью в глаза

    1.2.
    ... музыка плывет по степи. Хорошая музыка! Кровь загоралась в жилах от нее, и звала она куда-то. Всем нам, мы чуяли, от той музыки захотелось чего-то такого, после чего бы и жить уж не нужно было, или, коли жить, так - царями над всей землей, сокол!... «Кто это делал тебе скрипку такую звонкую и чуткую?" А тот смеется: "Я сам делал! И сделал ее не из дерева, а из груди молодой девушки, которую любил крепко, а струны из ее сердца мною свиты.

    1.3.
    Оркестр чужо смотрел,
    как выплакивалась скрипка
    без слов,
    без такта,
    и только где-то
    глупая тарелка
    вылязгивала:
    "Что это?"
    "Как это?"

    1.4.
    "Не правда ль, больше никогда
    Мы не расстанемся? довольно?.."
    И скрипка отвечала да,
    Но сердцу скрипки было больно.
    Смычок все понял, он затих,
    А в скрипке эхо все держалось...
    И было мукою для них,
    Что людям музыкой казалось.


    Задание 2.

    Какие из представленных в списке литературных имен являются подлинными, а какие — псевдонимами?
    Запишите псевдонимы, расшифровывая их

    Игорь Северянин, Алексей Пешков, Александр Гликберг, Константин Бальмонт, Велимир Хлебников, Борис Бугаев,
    Борис Пастернак, Максим Горький, Валерий Брюсов, Андрей Белый, Саша Черный, Игорь Лотарев.


    Задание 3.

    Сгруппируйте названия и фамилии в три раздела, относящиеся к литературным течениям Серебряного века.
    Назовите эти течения

    «Весы», «Аполлон», «Скорпион», Гилея, «Цех поэтов», «Садок судей II», Давид Бурлюк, Осип Мандельштам,
    Владимир Соловьев, Вечная Женственность, «самовитое слово», конквистадор.


    Задание 4.

    О каких достижениях человечества метафорически говорит В. Брюсов в стихотворении «Хвала человеку»? Прокомментируйте ответ

    А).
    Сквозь пустыню и над бездной
    Ты провел свои пути,
    Чтоб нервущейся, железной
    Нитью землю оплести

    Б).
    В древних, вольных Океанах,
    Где играли лишь киты,
    На стальных левиафанах
    Пробежал державно ты.

    В).
    Змея, жалившего жадно
    С неба выступы дубов,
    Изловил ты беспощадно,
    Неустанный зверолов.
    И шипя под хрупким шаром,
    И в стекле согнут в дугу,
    Он теперь, покорный чарам,
    Светит хитрому врагу.

    Г).
    Верю, дерзкий! Ты поставишь
    Над землей ряды ветрил,
    Ты своей рукой направишь
    Бег в пространстве, меж светил,-
    И насельники вселенной,
    Те, чей путь ты пересек,
    Повторят привет священный:
    Будь прославлен, Человек!


    Задание 5.

    Среди элементов композиции каждого из произведений один назван ошибочно. Выпишите его

    А).
    Горький.Драма «На дне» : список действующих лиц, ремарки, монологи, диалоги, замечания для господ актеров.
    Б).
    Бунин. «Антоновские Яблоки»: Развернутые пейзажные зарисовки, рефрены, эпиграфы, обращения к прошлому.
    В).
    Куприн. «Гранатовый браслет»: Интерьер, портрет главного героя, развернутый эпилог, вставные новеллы о любви.


    Задание 6.

    Сочините или процитируйте четверостишье, удовлетворяющее следующим условиям:

    1) Размер - 4-стопный хорей,
    2) чередование мужской и женской рифм (клаузул),
    3) способ рифмовки кольцевой(опоясывающий).
    В четверостишье есть: 4)эпитет, 5)сравнение, 6)анафора и 7)антитеза.


    Задание 7.

    Предложите свой вариант литературного анализа стихотворения.

    Есть в русской природе усталая нежность,
    Безмолвная боль затаенной печали,
    Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,
    Холодная высь, уходящие дали.
    Приди на рассвете на склон косогора,-
    Над зябкой рекою дымится прохлада,
    Чернеет громада застывшего бора,
    И сердцу так больно, и сердце не радо.
    Недвижный камыш. Не трепещет осока.
    Глубокая тишь.
    Безглагольность покоя.

    Луга убегают далёко-далёко.
    Во всем утомленье - глухое, немое.
    Войди на закате, как в свежие волны,
    В прохладную глушь деревенского сада,-
    Деревья так сумрачно-странно-безмолвны,
    И сердцу так грустно, и сердце не радо.
    Как будто душа о желанном просила,
    И сделали ей незаслуженно больно.
    И сердце простило, но сердце застыло,
    И плачет, и плачет, и плачет невольно.

           К. Бальмонт


    Олимпиада по литературе 11 класс:              1 вариант    |       2 вариант    |       3 вариант

^