Задания олимпиад по русскому 10 класс




Задания олимпиад по русскому языку 10 класс

    Задания олимпиад по русскому языку 10 класс с ответами.

    Задание 1.

           Сравните формы существительных во множественном числе:
    листы – листья, дерева – деревья, корни – коренья.
    Чем они различаются: значением, стилистической окраской, морфемным составом?
    Проведите морфемный анализ слов : листья, деревья, коренья.


    Задание 2.

           Докажите этимологическое родство слов
    препятствие, запятая, запинаться.
    А какой глагол может объяснить происхождение такого знака препинания, как точка?


    Задание 3.

          Чем объясняется комический эффект следующей фразы?

    «На моём месте так поступил бы каждый», - сказал мастер спорта по самбо, успешно поступивший на филологический факультет.


    Задание 4.

          В данных ниже предложениях обозначена одна и та же ситуация: говорящий хочет, чтобы его собеседник ушел.
    Объясните, чем обусловлено многообразие использованных языковых средств – синтаксических, морфологических, лексических.
    Какие разряды односоставных предложений используются и решению каких задач они способствуют?

    Не смею больше Вас задерживать. Мне нечего Вам больше сказать. По-моему, Вам пора идти. Вам, наверное, уже пора уходить? Прошу Вас, уйдите. Оставьте меня одного. Закрой дверь с той стороны. Уходи подобру-поздорову. Прочь с моих глаз! Убирайся вон!


    Задание 5.

           Даны сложные числительные, встречающиеся в рукописях ХII – ХVI вв.: денегъ полудесята рубля; на полушестынадцати гривенки; полтретьядцать десятинъ.

    Какие количества передавались этими числительными? Есть ли в современном русском языке слова, восходящие к сложным числительным этого типа?


    Задание 6.

          В 1857 году в журнале «Экономический указатель» была опубликована статья, отрывок из которой приводится ниже:

    «Отношение всех употребляемых букв к знаку … равно 17, то есть на всякие 17 букв причитается один …, на всякие 17 страниц, писаных или печатных, причитается одна страница для знаков …».

    Далее следовали подсчеты, из которых вытекало, что это «…стоит ежегодно русскому народу 1 294 150 рублей». Какая буква так дорого обходилась российской казне и почему?


    Задание 7.

           В середине Х1Х века в России было сильным движение ревнителей чистоты русского языка – пуристов, которые провозглашали идею очищения отечественного языка от иноязычных заимствований и предлагали заменять в речи иностранные слова исконно русскими соответствиями. Их противники придумали анекдот, где ярким примером замены иноязычных слов может служить фраза:

    Грядет хорошилище по гульбищу из ристалища на позорище в мокроступах.

    Определите значение этой фразы, дайте ее «перевод».


    Задание 8.

          Чем с точки зрения морфологии отличается слово страшно в приведенных ниже предложениях? Поясните ваш ответ.

    Ему было страшно.

    Ему было страшно интересно.

    Выражение его лица страшно.


    Задание 9.

          Укажите значения  и происхождение фразеологизмов:

    1) Паче чаяния.   2) Альма матер.   3) Ничтоже сумняшеся.   4) Нота бене.   5) Погибоша аки обре.


    Задание 10.

          Перепишите, оформив числительные словами:

    Альбом с 678 иллюстрациями.
    Стеллаж с 1785 книгами.
    Поход продолжался 22 суток.
    325-миллионный вклад.
    Переписка с 88 странами.


    Задание 11.

          В чем необычность предложения из поэмы А. Пушкина «Полтава»?

    На холмах пушки присмирев
    Прервали свой голодный рев.
    В тексте сохранена пунктуация автора. А как бы вы расставили знаки препинания.


    Задание 12.

          Истолкуйте лексическое значение слов.

    Ноутбук, секьюрити, санация, фитнес.


    Задание 13.

           А.С. Пушкиным был записан следующий исторический анекдот:
    «Через несколько времени на вопрос императрицын: что словарь? отвечали ей, что Академия дошла до буквы П. Императрица улыбнулась и заметила, что Академии пора было бы покой оставить».
    Объясните смысл ответа императрицы.
    О каком словаре, составлявшемся под патронажем Екатерины Великой,идет речь?
    Какими объективными причинами можно объяснить тот факт, что Академия надолго остановилась на букве П?


    Задание 14.

          Укажите источники приведенных ниже фразеологизмов.
    Дайте им толкование, придумайте с ними предложения.

    Служить мамоне, метать бисер перед свиньями, отделить плевелы от пшеницы, на злобу дня.


    Задание 15.

          Известно, что глагол в форме инфинитива может быть любым членом предложения.
    Выпишите из приведенных ниже конструкций все случаи использования инфинитива в роли:

    а) определения, б) дополнения, в) обстоятельства. На что, кроме вопроса, вы опирались при определении члена предложения?

    Дрессировщик научил тигра прыгать через обруч. Мне захотелось немедленно уехать. Митингующие выступили с требованием увеличить заработную плату. Я пришел поблагодарить вас за помощь. Попытка подготовиться к экзамену за два дня успеха не принесла. Его пригласили войти. Пообещав вернуться через пару часов, он пропал на целый день. Они отправились в магазин купить чего-нибудь к ужину.


    Задания олимпиад по русскому языку 10 класс:        1 вариант    |       2 вариант    |       3 вариант

^