Сочинение по тексту Лихачева



Напишите сочинение по прочитанному тексту Лихачева

Текст для сочинения

(1) Память одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого.
(2) Лист бумаги.
(3) Сожмите его и расправьте.
(4) На нем останутся складки, и если вы сожмете его вторично часть складок ляжет по прежним складкам: бумага обладает памятью.
(5) Памятью обладают отдельные растения, камень, на котором остаются следы его происхождения и движения в ледниковый период, стекло, вода и т.д.
(6) А что говорить о генетической памяти памяти, заложенной в веках, памяти, переходящей от одного поколения живых существ к следующим.
(7) При этом память вовсе не механична.
(8) Это важнейший творческий процесс.
(9) Запоминается то, что нужно; путем памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые навыки, семейные навыки, трудовые навыки, общественные институты.
(10) Память противостоит уничтожающей силе времени.
(11) Это свойство памяти чрезвычайно важно.
(12) Принято примитивно делить время на прошедшее, настоящее и будущее.
(13) Но благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединенным с прошедшим.
(14) Память преодоление времени, преодоление смерти.
(15) В этом величайшее нравственное значение памяти.
(16) Беспамятный это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки.
(17) Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно.
(18) Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его личной и в памяти окружающих.
(19) Он сам, очевидно, не привык беречь память о прошлом, испытывать чувство благодарности к предкам, к труду, их заботам и поэтому думает, что и о нем все будет позабыто.
(20) Совесть это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного.
(21) Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки.
(22) Без памяти нет совести.
(23) Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной.



Пример сочинения по тексту Лихачева

Д.С. Лихачев говорит нам о том, что память творческий процесс,
с ее помощью человечество преодолевает время и смерть,
совесть и память тесно взаимосвязанные понятия.

Память чрезвычайно важное свойство человеческого разума, души.
Человек, который утратил ее , теряется в этом мире.
Это, прежде всего, потеря ориентации душевной, морально-нравственной.
С утратой памяти многое, накопленное опытом и годами, исчезает, появляется пустота, а с нею потребность чем-то заполнить ее вновь.
Для такого человека беспамятство мука.
Автор рассуждает и о другом беспамятстве неблагодарности, неспособности ответить добром на добро или испытать чувство искренней признательности другому человеку.

Например, тем, кто когда-то жертвовал своей жизнью во имя светлого будущего своих потомков, своей Родины, своей веры.
К сожалению, среди современников существуют люди-варвары, которые, пускаясь в бесчинства, бесчестят святыни могилы павших на войне.
Не для того сложили свои головы солдаты-патриоты, чтобы абсолютно беспамятные потомки предали их имена забвению!
Сражаясь за каждую пять своего Отечества, ратники защищали свободу, честь, доброе имя своих отцов и дедов.
Проливая кровь за свою родную землю, они благословляли на светлое будущее своих детей продолжателей их рода, но отнюдь не беспамятных потомков.

Без памяти нет совести, уверен Лихачев.

И я согласен с ним.
Может ли ничего не помнящий и никого не признающий человек быть ответственным за себя, свое время перед прошлым и будущим, дать правильную оценку себе, сегодняшнему дню?

Ответ на этот вопрос однозначен.
Только культура, опирающаяся на многовековые традиции, позволяет развивать богатый внутренний мир человека, не дать образоваться той пустоте души, которая проявляется в безнравственных поступках.

На мой взгляд, религия как часть культуры в этом случае также могла бы сыграть важную роль.
Любая традиционная религия богата своими обычаями, законами, которые помогают личности достойно нести в себе генетическую память о культурном развитии всего человечества.
По мысли Лихачева, этой же генетической памятью мироздания во многом обладают окружающие человека предметы растения, камни, вода, стекло, лист бумаги и т.д.

^