Сочинение по тексту Шукшина



Напишите сочинение по прочитанному тексту Шукшина

Текст для сочинения

(1) 80-летний Егор Кузьмич лежал на печке и стонал.
(2) 3а столом сидел восьмиклассник Юрка и учил уроки.
(3 )Юрка иногда удивлял его своими знаниями, а старик хоть и спорил, но Юрку любил.
(4) - О чем сейчас читаешь?
(5) - О космонавтах.
(6) - И зачем они туда летают?
(7) - Ну, ты даешь, дед! А что они, будут лучше на печке лежать?
(8) - Ну тогда объясни, для чего же ты учишься?!
(9) Чтобы на стариков злиться?
(10) - Ну, во-первых, освоение космоса - это ... надо.
(11) Разве не интересно поглядеть на инопланетян?
(12) - Они такие же, как мы?
(13) - Я точно не знаю, может, немного пострашнее, - ответил Юрка.
(14) - Жениться, что ли, друг на друге будете? - засмеялся дед.
(15) - Да нет, может, у них все уже открыто, а мы только первые шаги делаем
(16) А медицина у них такая, что люди будут до ста - ста двадцати лет жить ...
(17) - Ну, это ты врешь.
(18) - Может быть, соседи наши по Галактике открыли уже такое лекарство.
(19) - А кто сто двадцать лет жить захочет, надоест,-пожал плечами дед.
(20) - Ты не захочешь, а другие - с радостью, если будет такое средство.
(21) – А ты вот кем хочешь стать? - спросил старик.
(22) - Хирургом буду.
(23) - А сколько хирурги получают, наверное, много?
(24) - Наоборот, им мало платят, сейчас, правда, прибавили ...
(25) - Так зачем тогда мучиться столько лет?
(26) Учись на шофера, деньги будешь хорошие зарабатывать.
(27) Жили раньше без учебы - и ничего, без хлеба не сидели.
(28) - У вас только одно на уме,- махнул рукой Юрка, - раньше да раньше ...
(29) - А у вас только одно на языке: будет да будет ...
(30) Трепачи ...
(31) А в книгах твоих читать нечего - вранье одно.
(32) - Нечего?
(33) А знаешь ли ты, что когда академик Павлов умирал, то позвал студентов и стал им диктовать, как умирает
(34) «Вот, - говорит, - сейчас у меня холодеют ноги,записывайте» ...
(35) Потом руки у него отказали ...
(36) А потом он умер.
(37) - А у тебя есть его фотография?
(38) Старик внимательно начал разглядывать маленькую фотографию из учебника, а потом спросил:
(39) - А у него родные были?
(40) - Были, наверное, я точно не знаю.
(41) 3автра узнаю в школе.
(42) - Были, конечно, если бы был один, то не диктовал бы ...
(43) Одному плохо.
(44) Юрка не стал возражать.
(45) - Конечно, - согласился он, - одному плохо.



Пример сочинения по тексту Шукшина

Тема «отцов и детей» видоизменена в рассказе Шукшина.
Это конфликт деда и внука.
Писатель высмеивает невежество и ограниченность Егора Кузьмича,
который не читает книг, не интересуется наукой.
У него мещанские взгляды.
А Юрка наделен любопытством, пытливостью.
Он, наверное, вырастет образованным, добрым, гуманным:
ведь он хочет помогать людям, лечить их, чтобы они жили до ста двадцати лет.

Несовпадение взглядов на жизнь показано Шукшиным в диалоге-споре,
который насыщен экспрессивными конструкциями («Трепачи», «Вранье одно!»),
вопросительно-восклицательными конструкциями («Ничего?», «Ну, ты даешь, дед!»).

Егор Кузьмич заинтересовался фигурой академика Павлова,
который изучал высшую нервную деятельность человека.
Но вовсе не его научными открытиями, не его героической смертью ученого-подвижника, когда он диктовал студентам, что ощущает в момент ухода из жизни.
Старик спрашива-ет внука о семейном положении академика Павлова: были ли у него родные.
Значит, он не понял, зачем Юрка рассказал ему о знаменитом физиологе.
Может быть, дед и неплохой человек
(в рассказе написано, что Егор Кузьмич внука любил, хотя и спорил с ним),
но он пессимист.
Медицина стремится сделать жизнь человека более продолжительной, а дед говорит:
«А кто сто двадцать лет жить захочет, надоест».
Егор Кузьмич не верит в будущее, в прогресс, в силу научной мысли, в беспредельность знания.
Ему кажется, что Юрке лучше работать не хирургом, а шофером: и учиться не надо, и деньги приличные.
Евгению Базарову, как мы помним, тоже было скучно с ограниченными родителями.
Но они были менее невежественны, чем Егор Кузьмич.
Все-таки отец Базарова -отставной штаб-лекарь, а мать хоть и малообразованная, но дворянка.

К сожалению, тема «отцов и детей» перешагнула тургеневское время и до сих пор актуальна.
Можно согласиться с автором рассказа, что непонимание между поколениями, тем более если оно основано на невежестве и необразованности, больной вопрос современного общества.
Эта трещина в отношениях заставляет подростков избегать разговоров с родственниками, замыкаться в себе, искать общения за пределами дома и семьи.

^