Сочинения по произведениям русских писателей на rus.fizolimpiada.ru

Лирика в романе Тургенева Дворянское гнездо



Сочинение по литературе: Лирика в романе Тургенева "Дворянское гнездо"

Лирика в романе Тургенева "Дворянское гнездо".

Все творчество Тургенева отличается поисками героя времени.
Роман "Дворянское гнездо" - это последняя попытка автора найти такого героя в дворянской среде.
Роман создавался в роковой момент исторических перемен для российского дворянства.
Очень часто в творчестве писателя именно любовь становилась испытанием, своеобразной проверкой главного героя на правильность, верность, истинность выбранного им пути.
Социально-политические и исторические мотивы, конечно же, не могли не найти отражения в романе.
Но особенной силы поэтический талант Тургенева достигает именно в раскрытии любовной темы.
В облике главного героя романа, Федора Ивановича Лаврецкого, много автобиографического: рассказ о детских годах, о "спартанском" воспитании, о взаимоотношениях с отцом. А также раздумья повзрослевшего Лаврецкого о России, его желание навсегда вернуться на родину, осесть в своем гнезде и заняться устройством крестьянского быта.
Все это очень близко настроениям самого Тургенева тех лет. И даже в разрыве Лаврецкого с женой, русской парижанкой Варварой Павловной, есть отголоски серьезной размолвки, которая произошла у Тургенева с Полтиной Виардо.
В "Дворянском гнезде" впервые воплотился идеальный образ тургеневской России, который постоянно жил в его душе.
Живым олицетворением Родины, народной России является центральная героиня романа Лиза Калитина. Это дворянская девушка впитала в себя все лучшее из народной культуры. Ее воспитывала нянюшка, простая крестьянка. Книгами детства Лизы были жития святых.
Героиню покоряла самоотверженность отшельников и святых мучениц, их готовность пострадать и даже умереть за правду. Лиза религиозна в духе народных верований: ее привлекает в религии нравственная сторона, пронзительная совестливость, терпеливость.
Возрождающийся к новой жизни Лаврецкий вместе с заново обретаемым чувством родины переживает и новое чувство чистой, одухотворенной любви. Лиза является перед ним как продолжение глубоко пережитого, сыновьего слияния с животворной силой деревянной Руси.
Образ счастливой любви Лизы и Лаврецкого является для Тургенева символом поэзии и красоты жизни. Идеальная настроенность тургеневской героини выражается в особом характере переживаемой ею любви. Это чувство рождается на почве общих с Лаврецким духовных сочувствий, поэтому выступает глубоко очеловеченной.
Как необыкновенная девушка, исключительная в своей среде, Лиза размышляет о внутренней нравственной ответственности человека перед другими. К неудачной судьбе Лаврецкого Лиза подходит с религиозно-философских позиций. Глубоко убежденная в нерасторжимости брака, Лиза, волнуясь, спрашивает о причинах, по которым Лаврецкий уходит от жены. Но этот разговор Лизы и Лаврецкого был не интимной психологической беседой, а философским спором о нравственном смысле жизни.
Лирическое настроение находит свое яркое выражение в сцене тихого, вдумчивого разговора Лизы и Лаврецкого тихим летним вечером.
Пейзаж, развертываясь параллельно переживаниями героев, способствует созданию лирической тональности: "Красноватый высокий камыш тихо шелестел вокруг них, впереди тихо сияла неподвижная вода, и разговор у них шел тихий".
Поэтическая окраска повествования достигается различными средствами и, прежде всего, изображением счастливой, наивной Лизы через восприятие эмоционального Лаврецкого.
В этой беседе герою неожиданно открывается сила русской женщины.
Эмоциональность Лизы и Лаврецкого, отдавшихся увлекшей их волне радостного чувства, раскрывается обобщенной авторской характеристикой и изображением пейзажа. Пейзаж, оставаясь объективно-конкретным, в то же время окрашивается в тона эмоциональных состояний героев.
Любовный роман Лизы и Лаврецкого глубоко поэтичен. С этой любовью заодно и свет лучистых звезд в ласковой тишине майской ночи, и божественные звуки музыки, сочиненной старым музыкантом Леммом. Но что-то постоянно настораживает в этом романе, какие-то предчувствия омрачают его. Лизе кажется, что такое счастье непростительно, что за ним непременно последует расплата. Героиня стыдится той радости, той жизни, какую обещает ей любовь. В самые счастливые минуты жизни Лаврецкий и Лиза не могут освободиться от тайного чувства стыда, от ощущения непростительности счастья.
Катастрофа любовного романа Лизы и Лаврецкого не воспринимается как роковая случайность. В эпилоге романа звучит эпический мотив скоротечной жизни, стремительного бега времени.
Лаврецкий полюбил Лизу чистой любовью: "Сжег все, чему поклонялся; поклонился всему, что сжигал".
Он поклонился душевной красоте русской женщины. Герой узнал, что значит русская душа.
В свою очередь, Лиза знала, что любит и полюбила чисто, привязалась крепко, на всю жизнь.
Любовь героев возникла на почве общих духовных устремлений: острого чувства родины и близости к народу, к живым родникам народной нравственности.
Так сказалось то единство нравственного сознания и естественного чувства, которое писатель считал необходимым условием гармонического душевного состояния.

          Сочинения по литературе


^