Олимпиада по русскому 11 класс




Олимпиада по русскому языку 11 класс

    Олимпиада по русскому языку 11 класс с ответами.

    Задание 1.

           Объясните фонетические различия в области согласных в словах, обозначающих фасоль: украинский – квасоля, сербохорватский – пасул, русский – фасоль.


    Задание 2.

           Докажите, что указанные слова являются близкими «родственниками»:

    дуть – надменный; горло – ожерелье


    Задание 3.

           Раньше одно из названных слов никак не могло быть женского рода: постель, кровать, дверь, тень. Определите это слово и поясните ваши аргументы.


    Задание 4.

          4. Какую художественную роль выполняет ТИРЕ в отрывке из стихотворения М. Цветаевой?

    Площадка. – И шпалы. – И крайний куст

    В руке. – Отпускаю. – Поздно

    Держаться. – Шпалы. – От стольких уст

    Устала. – Гляжу на звезды.


    Задание 5.

           Объясните смысл стихотворения В. Маяковского "Исчерпывающая картина весны" (1913г.). Какие языковые средства использует поэт для создания образа весны?

    Листочки.

    После строчек лис-

    Точки.


    Задание 6.

           Одна из стилистических фигур русского языка называется хиазмом. Эта стилистическая фигура стала одним средств выразительности поэтического синтаксиса в следующем фрагменте стихотворения А. Блока:

    Жду я холодного дня,

    Сумерек серых я жду.

    Замерло сердце звеня:

    Ты говорила: «Приду…»

    Дайте определение термину хиазм.


    Задание 7.

           Укажите ударение в словах и словосочетаниях.

    Мастерский, облегчить, ободрить, оптовый, предвосхитить, о скольких, сосредоточение, танцовщица, христианин, черпать, щавель, эксперт, тигровая шкура, пломбированный зуб, языковая политика, языковой барьер, языковая колбаса.


    Задание 8.

           Комплексный анализ стихотворного текста.

    Тишь двоякая.

    Высокая стоит луна.
    Высокие стоят морозы.
    Далекие скрипят обозы.
    И кажется, что нам слышна Архангельская тишина.
    Она слышна, она видна:
    В ней всхлипы клюквенной трясины.
    В ней хрусты снежной парусины,
    В ней тихих крыльев белизна - Архангельская тишина.


    Задание 9.

           Какие черты русского национального самосознания выражены в следующих фразах из песен В. Высоцкого?

    1. А когда ты упал со скал, он стонал, но держал.

    2. Купола в России кроют золотом, чтобы чаще Господь замечал.

    3. Пусть Жираф был не прав, но виновен не Жираф, а тот, кто крикнул из ветвей «Жираф большой - ему видней».

    Приведите пример пословицы (поговорки, крылатого выражения), в котором, на ваш взгляд, отразилась основная черта русского национального характера.


    Задание 10.

           В приводимых ниже фразах дана оценка разных сторон политической жизни страны, отдельных политических событий и политических лидеров, высказанная современными политиками. Что общего в этих высказываниях с языковой точки зрения, что их объединяет?

    1.«Призываю сделать ЦК и президиум КПРФ боевыми органами. С тем, чтоб они, если надо, воевали по-настоящему».
    2.«Демдвижение: пейзаж после битвы».
    3.«Кампанию лидеру «Яблока» пришлось вести под массированным огнем государственных СМИ».
    4.«Атаковать Путина в лоб сейчас - все равно, что защищать Басаева и Хаттаба - это самоубийство для российского политика».
    5. «Обстановка в Думе типа «затишье перед атакой». Бойцы готовятся к новым походам».
    6. «Идет третья мировая война. Мы готовы рисковать собой и идти в штыковую».


    Ответы на задания олимпиады по русскому языку 11 класс

    1.
    Звук Ф в славянских языках первоначально отсутствовал. В заимствованных словах он заменялся на П, Х, ХВ, КВ. Например, др.-греч. faros и парус. Лишь после падения редуцированных в результате оглушения В звук Ф входит в систему русских согласных.

    2.
    Дуть – надменный. Древнерусская форма глагола дуть, дую – дути, дъму. Древнерусский корень дъм- представлен в современном русском языке в виде: -дм-/дым, например, в словах дым, на-дм-енный (т.е. ‘надутый’). Таким образом, глагол дуть и прилагательное надменный этимологически являются родственными.

    Горло – ожерелье. В древнерусском языке в значении ‘горло’ употреблялись два слова: гърло и жерело (реже жерло), которые восходили к одному общеславянскому корню с чередованием г/ж. От слова жерело образовано слово ожерелье – ‘то, что вокруг горла’. Таким образом, горло и ожерелье являются этимологически родственными словами.

    3.
    Судя по уменьшительно-ласкательным формам этих слов, слово "тень" ранее относилось к мужскому роду. Все слова: "постель", "кровать", "дверь" имеют женский род в уменьшительно-ласкательной форме: постелька, кроватка, дверка. Слово же "тень" в уменьшительной форме будет мужского рода: "тенёк". Очевидно, этот факт указывает на принадлежность слова "тень" к мужскому роду в более раннее время. Вот так: вроде замаскировалась "тень" под остальные слова, а этот предательский суффикс его выдает.

    4.
    Интерпретация. Сжатие смысла. Тире – смысловой авторский знак, организует пространственно-временную картину.

    5.
    В тексте Маяковского прежде всего бросается в глаза кажущееся несоответствие заглавия стихотворения и небольшого его объема (четыре слова полнозначных, один предлог). Цель автора - передать замысел максимально скупыми языковыми средствами. Налицо компрессия. Использованы только существительные.

    Листочки. Смысл восстанавливается в опоре на заглавие, которому соответствует ситуация весны.. Восстанавливается отсутствующий глагол «появились» Метафоризация отсутствует. Образная функция осуществляется через суффикс.

    После - смысл предлога равен его языковому значению "спустя некоторое время, а потом", к которому присоединяется пространственное значение.

    Строчек - смысл определяется лишь в опоре на последующее слово.

    Лис - множественное число от "лиса" (животное).

    После строчек лис. Первое понимание: после того, как пробежали лисы. Глагол пропущен. Наблюдается явление неполноты. Второе понимание - образное, метафорическое. Чтобы определить образный смысл, необходимо учесть последующий контекст: после строчек листочки, а также все семантические признаки, которые ассоциативно связаны с прямым производящим значением существительного "строчка" - по толковым словарям: строчка - ряд слов, букв, иных знаков, написанных в одну линию.

    Итак, строчки лис - мелкие, частые ровные следы, которые оставляют животные, как бы расписываясь в приходе весны.

    В контексте предшествующей метафоры существительное точки также метафоризируется. Строчка, точка - слова одной тематической группы. Поэтому смысл метафорического существительного осознается через образ прямого значения - знак препинания.

    Точка - темные, устойчивые следы от прикосновения маленьких теплых лапок. Все существительные стоят в форме множественного числа, это помогает передать мысль о распространенности весны. В стихотворении применен типичный для раннего творчества Маяковского словесный эксперимент: разложение различных слов на созвучные части, подчеркивающие взаимосвязь описываемых явлений. Наблюдается своеобразный каламбур на основе омофонов, который направляет мысль читателя по руслу, нужному автору: листочки/ лис/ точки.

    6.
    Стилистическая фигура – инверсия, перестановка слов на фоне параллелизма, подобия предложений (Например, Поэт – издалека заводит речь, Поэта – далеко заводит речь.). В приведенном фрагменте – несколько хиазмов: инверсия подлежащего и сказуемого (жду я – я жду), инверсия определения и определяемого слова (холодного дня – сумерек серых), инверсия главных и второстепенных членов ( жду …дня – сумерек …жду).

    7.
    МАстерский, облегчИть, ободрИть, оптОвый, предвосхИтить, о скОльких, сосредотОчение, танцОвщица, христианИн, чЕрпать, щавЕль, экспЕрт, тигрОвая шкУра, пломбирОванный зуб, языковАя полИтика, языковОй барьЕр, языкОвая колбасА.

    10.
    Общим, объединяющим все приведенные высказывания, является использование образа войны, военных действий для оценки политических событий, акций, реалий политической жизни и политиков. Круг военной лексики, включающей боевые органы, воевать, битва, массированный огонь, атака, атаковать, поход, война, штыковая, определенным образом настраивает читателя на восприятие политики как войны, укрепляет в его сознании ассоциацию «политика - это война», со всеми вытекающими из такого понимания следствиями.

    Вопросы олимпиады по русскому языку 11 класс

    1.
    Каким писателям принадлежат следующие высказывания о русском языке?

    а) Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтенно с этим могущественным орудием.

    б).. нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.

    в) Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским - с друзьями, немецким - с неприятельми, италианским - с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно Ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италианского, сверх того богатство и сильную в изображении краткость греческого и латинского языка.

    2.
    Какие звуки повторяются в приведенном тексте? Какого эффекта добивается поэт? Как называется такой художественный прием?

    Мазурка раздалась. Бывало,

    Когда гремел мазурки гром,

    В огромной зале все дрожали,

    Паркет трещал под каблуком,

    Трясяся, дребезжали рамы.

    А. С. Пушкин

    Сухие листья, сухие листья,

    Сухие листья, сухие листья,

    Под тусклым ветром кружат, шуршат.

    Сухие листья, сухие листья,

    Под тусклым ветром сухие листья,

    Кружась, что шепчут, что говорят?

    В.Ю. Брюсов

    3.
    Объясните, как образованы авторские неологизмы. Приведите примеры общенародных слов, образованных по тем же моделям.

    Там, где жили свиристели,

    Где качались тихо ели,

    Пролетели, улетели

    Стая легких времирей.

    Где шумели тихо ели,

    Где погоны крик пропели,

    Пролетели, улетели

    Стая легких времирей.

    В. Хлебников

    4.
    В стихотворении Е.А. Баратынского есть строки:

    Величествен и грустен был позор

    Пустынных вод, лесов, долин и гор.

    По-прежнему животворя природу,

    На небосклон светило дня взошло,

    Но на земле ничто его восходу Произнести привета не могло.

    Что означает слово позор? Найдите слова, помогающие установить первоначальное значение этого слова. В каком словаре можно подчерпнуть сведения о происхождении слов?

    5.
    Определите вид придаточных предложений. Обоснуйте ответ. Какой частью речи является слово что в каждом из предложений?

    Татьяна Васильевна написала, что приедет в двадцатых числах июня. (К.Г. Паустовский). Предметы на письменном столе были расставлены так, что самые необходимые были под рукой. Она не сводит глаз с дороги, что идет через рощу. (И.А. Гончаров). Я поместил в этой книге только то, что относилось к пребыванию Печорина на Кавказе. (М.Ю. Лермонтов).

    6.
    Переведите на современный русский язык отрывок из "Слова о полку Игореве". Приведите примеры устаревших слов и грамматических форм.

    7.
    Перед вами отрывок из произведения Льюиса Кэррола.

    Выркалось. Хливкие шорьки

    Пыркались по наве,

    И хрюкотали зелюки,

    Как мюмзики в мове.

    По каким признакам можно отнести выдуманные слова к той или иной части речи? Какими морфологическими признаками они обладают?

    8.
    Можно ли считать местоимения мы и я формами одного слова, как являются формами одного слова дом и дома?

    9.
    Какие художественные приемы использовал поэт в данном стихотворении?

    На стоге сена ночью южной

    Лицом ко тверди я лежал,

    И хор светил, немой и дружный,

    Кругом раскинувшись, дрожал.

    Земля, как смутный сон немая, Безвестно уносилась прочь,

    И я, как первый житель рая,

    Один в лицо увидел ночь.

    Я ль несся к бездне полуночной,

    Иль сонмы звезд ко мне неслись? Казалось, будто в длани мощной

    Над этой бездной я повис.

    И с замираньем и смятеньем

    Я взором мерил глубину

    В которой с каждым я мгновеньем

    Все невозвратнее тону.

    А. А. Фет

    10.
    Прочитайте отрывок из стихотворения А. Кушнера.

    Русский язык, как латынь, постепенно сойдет на нет.

    Те, кто писал на нем, промахнулись с заветной лирой ...

    Горе нам, бедным, теряющим речь, увы;

    Скоро мы на верлибр перейдем и забудем рифму;

    Учатся сторожевые рычать по-английски львы;

    Битва при Гастингсе в школе Полтавскую сменит битву.

    Какую проблему поднимает автор? Что вы думаете о будущем русского языка? Напишите сочинение-миниатюру. К какому стилю относится созданный вами текст?


    Олимпиада по русскому языку 11 класс:        1 вариант    |       2 вариант    |       3 вариант

^