Сочинения по произведениям русских писателей на rus.fizolimpiada.ru

Пейзаж в содержании романа



Сочинение по литературе: Пейзаж в содержании романа

Пейзаж в содержании романа.

Основной темой романа Тургенева "Отцы и дети" является борьба двух противоположных "лагерей": либерального дворянства и революционно настроенных молодых демократов, "отцов" и "детей". Подобного рода конфликт ярко отражает само название романа - "Отцы и дети".
Тургенева по праву можно считать художником человеческих образов. На страницах романа мы встречаем целую галерею по-своему ярких личностей - это и типичные представители лагеря "отцов" - Николай Петрович и Павел Петрович Кирсановы, образованные и глубоко интеллигентные люди, и яркие и самобытные приверженцы "молодой" идеи, как, например, главный герой романа Евгений Базаров.
С огромным интересом мы, читатели, наблюдаем за положительными и отрицательными сторонами характера героев, за их успехами и неудачами, за соответствием или несоответствием их современной им эпохе. Но, как известно, понять и оценить образы героев невозможно, не поняв и не оценив ту обстановку в стране, в которой складывались и формировались взгляды персонажей. И потому Тургенев рисует перед читателем широкую панораму современной ему России, передавая детально быт, нравы и описания природы. Последняя занимает особое место в произведении писателя, выступая в роли едва ли не главного персонажа романа.
Практически все произведения Тургенева отличаются великолепными пейзажными зарисовками русской природы, на страницах его прозы - масса описаний, подобных следующему: "все кругом золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханием теплого ветерка, все - деревья, кусты и травы...". И на фоне прекрасной природы Тургенев в романе "Отцы и дети" рисует картину действительности - русскую деревню с "низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами", с "покривившимися молотильными сарайчиками с плетеными из хвороста стенами и зевающими воротцами", с ее невежеством, бескультурьем, нищетой и полной разрухой.
Глазами приятеля Базарова - Аркадия Кирсанова, вернувшегося из Петербурга в имение своего отца, мы видим картину, заставляющую невольно сжиматься наше сердце: "Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля, все поля тянулись до самого небосклона, то вздымаясь, то опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие леса и, усеянные редким и низким кустарником, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на старинных планах екатериновского времени... Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках, как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корою и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам...".
Резко контрастирует со столь неприглядными картинами быт аристократов: Николай Петрович играет на виолончели в то время, когда голодные и нищие крестьяне, доведенные до отчаяния, "готовы себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке". Рядом с запущенными и полуразвалившимися домиками крестьян мы видим сад Кирсановых с клумбами, с "беседкой из сиреней и акаций", где иногда пили чай и обедали, с дорожками, вымощенными камнем.
Подобного рода противопоставления заметны и в бытовых зарисовках. Изящному кабинету Павла Петровича с "красивыми обоями дикого цвета и с развешанным оружием на пестром персидском ковре", с ореховою мебелью, библиотекой, бронзовыми статуэтками и камином противопоставляются ветхие избенки с провалившимися крышами, разрушенными заборами, за которыми, замечает Базаров, прячутся "скот плохой и лошади разбитые".
Главный герой - нигилист, "новый человек" - Евгений Базаров заявляет: "природа не храм, а мастерская...", но этим словам сам Тургенев не раз дает опровержение. Так как действие романа происходит в деревне, то наряду с поистине ужасными картинами быта (достаточно вспомнить голодных детей, ловящих за копейку лягушек для опытов Базарова, и вечно пьяных от безысходности мужиков) автор рисует целую галерею великолепных пейзажей: леса, поля, овраги...
Эти картины подспудно убеждают нас в ложности воззрений Базарова: природа - храм, а отнюдь не мастерская. И только жизнь в гармонии с окружающим миром, а не насилие над ним способно принести человеку истинное счастье. Будучи по своим убеждениям близким к лагерю отцов, Тургенев с особой нежностью создает образ Николая Петровича Кирсанова, человека, замечающего и обожающего красоту природы, человека, не понимающего, "как можно не сочувствовать природе"
Задумываясь над финалом романа И. С. Тургенева "Отцы и дети", невольно приходишь к следующему выводу: Пушкин и игра на виолончели гораздо важнее всей "полезной" деятельности Базарова. Глупая и скоропостижная смерть героя - не от революционной борьбы, а от трупного яда, попавшего ему в кровь во время одной из операций, - заставляет задуматься: "А нужен ли был такой человек своей эпохе?".
В финале романа на могиле нигилиста и революционера Базарова мы видим не толпу последователей, а лишь две сгорбленные фигуры его стариков-родителей и... вечно спокойную, равнодушную природу: цветы и траву, "глядящую своими невинными глазами", напоминая о вечной, бесконечной жизни. Описывая могилу Базарова, так яростно отрицающего природу, Тургенев снова рисует пейзаж: "Но между ними (могилами) есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре. Железная ограда ее окружает; две молодые елки посажены по ее краям...". Только непритязательные ели способны прижиться на земле, под которой покоится тело человека, отрицавшего величие природы - самого удивительного из всего того, что есть на свете.Роль пейзажных описаний в романе Л. Н. Толстого "Война и мир".

Описание природы традиционно в русской литературе. Вспомним Тургенева - мастера пейзажа, романтическую природу Пушкина, Лермонтова, философский подход к ней у Достоевского, Гончарова. Я думаю, особое отношение к природе у русских писателей не случайно. Россия с ее необъятными просторами никогда не была урбанизированной страной. Жизнь людей всегда была тесно связана с природой и во многом зависела от нее. Похоже, что и ментальность наша - "русская душа" - формировалась под влиянием этой широты, размаха, красоты, суровых долгих зим и короткого жаркого лета.
В романе единение людей с природой великолепно отражено в сценах охоты Ростовых. С одной стороны, большую долю наслаждения герои получают от эстетического любования природой, ее могуществом и гармоничной красотой. С другой стороны, сам процесс охоты возвращает людей в то далекое прошлое, в то первобытное состояние, когда естественные связи с окружающим миром не были нарушены цивилизацией. Герои сливаются с природой, становятся с ней единым целым. Осенняя природа объединяет светских Ростовых и простых дворовых крестьян, раскрывает глубинные народные черты русского характера. Толстой завораживает читателя описанием пляски Наташи. Мы любим ее и восхищаемся вместе с автором.
В романе "Война и мир" нет самоцельности пейзажа. Он всегда связан с действием, канвой самого романа. Природа в "Войне и мире" является" психологическим подтекстом, фоном. Тесным образом связана она с главными героями, отражая их душевное состояние.
Князь Андрей, лежа на поле Аустерлица, смотрит в "доброе... высокое, бесконечное небо" и понимает, что небо, облака, земля - это вечное, высшее, главное. Человек живет одно лишь мгновение, всего лишь один краткий и сладостный миг. И по сравнению с вечностью невероятно ничтожно значение славы и честолюбия. Небо потрясает князя Андрея своим откровением.
Позже, в беседе в Богучарове на переправе, Пьер Безухов с жаром убеждает князя Андрея в необходимости жить, любить, верить. А природа, словно отражая состояние героев, усиливает художественный эффект сцены. "Пьер замолк. Было совершенно тихо. Паром давно пристал, и только волны течения с слабым звуком ударялись о дно парома. Князю Андрею казалось, что волны приговаривают: "Правда, верь этому". И князь Андрей впервые после долгого периода фатальных, пессимистических раздумий переживает момент душевного озарения. И снова он видит небо, высокое, доброе, вечное, как символ божественного откровения.
Но для возвращения к жизни князю Андрею необходимо было большее эмоциональное потрясение, чем то, которое он испытал в разговоре с другом. Возрождение его происходит в Отрадном, усадьбе Ростовых. По дороге к Ростовым, в лесу, Андрей Болконский замечает дуб, старый и уродливый. "Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца". А кругом росли молоденькие березки, обсыпанные свежей листвой. Уже подъезжая к дому Ростовых, князь Андрей видит толпу девушек, из ^которых выделяется Наташа. Явственно проводятся аналогии: князь Андрей - дуб и Наташа - березка.
Ночью, глядя в окно, князь Андрей слышит разговор Наташи с Соней. Наташа любуется ночным небом, звездами и говорит, что хотела бы обнять себя руками за коленки и полететь... Светлые чувства девушки возрождают в душе князя Андрея ощущение молодости, чувство чего-то невыразимо прекрасного. Происходит катарсис, перерождение героя. На обратном пути, снова встретив дуб, покрывшийся молодой листвой, Андрей Болконский опять же соглашается с ним, говоря себе, что нужно жить, действовать; на него находит "беспричинное весеннее чувство радости и обновления". А ведь весна - это возвращение к жизни, возрождение, воскрешение природы, в том числе и двойника князя Андрея - дуба. Получается, что и перерождение самого героя было неизбежно, раз оно уже отражено на образе природы. Этот прием - отождествление героя и природы, отражение динамики развития персонажа в пейзаже и его изменения. Именно поэтому отрицательные персонажи романа, преподносимые автором в статичном состоянии, не сопровождаются природой, то есть не исследуются автором.
Толстой использует описание природы для более эмоциональной передачи своих взглядов, чувств. Дождь после кровавого сражения словно оплакивает безумных людей. Он символ очищения, прозрения. "Над полем, прежде столь весело-красивым... собрались тучи, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых... Как будто он говорил: "Довольно, довольно, люди. Перестаньте... Опомнитесь. Что вы делаете?" И уже не умом, а сердцем ощущаешь противоестественность войны.
Я знаю, есть Люди, не читающие литературных отступлений, а следящие только за сюжетной линией, канвой романа. Что ж, дело вкуса. Только вот вкус-то романа и ощутишь по-настоящему, вчитываясь в пристрастное описание художественного "фона", вдумываясь в смысл литературных приемов, наслаждаясь яркостью и выразительностью авторского языка.

            Сочинения по литературе


^