Сочинения по произведениям русских писателей на rus.fizolimpiada.ru

Рафаэль гроша медного не стоит



Сочинение по литературе: Рафаэль гроша медного не стоит

Рафаэль гроша медного не стоит.

В своём романе "Отцы и дети" Тургенев вывел на сцену перед читателями несколько интересных образов. Самыми запоминающимися из них являются Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Именно между ними завязывается и раскрывается вечный спор между отцами и детьми. Но самое главное, что автор романа показывает перед нами не столько противников по возрасту, сколько противников по взглядам на жизнь. И, прежде всего, её эстетическую сторону.
Именно Базаров заявляет, что творчество Рафаэля ничего не стоит, так как не служит какой-то жизненно важной цели. Для героя непонятна ценность искусства. Он уверен, что если картина не закрывает дырку на стене, то от неё нет никакой пользы, никакого проку.
И хотя многие взгляды Базарова я поддерживаю, это его мнение по поводу искусства вообще мне не понятно. Если следовать его словам, то необходимо опровергнуть и музыку, всю музыку Но ведь если бы не было музыки, то с течением времени тишина была бы просто невыносимой!
Поэтому мне самому было интересно посмотреть на творчество того, кого Базаров ни во что не ставит.
Я узнал, что Рафаэль писал множество икон. И в основном он изображал Марию и младенца - Иисуса Христа. Самой известной картиной из этого, если можно так сказать, цикла является "Сикстинская Мадонна". Говорят, что название это произведение получило от того, что Мадонна изображена с шестью пальцами на одной из рук. А на латинском языке секста обозначает число "шесть".
Но мне хотелось бы рассмотреть другую картину - "Мадонну Конестабиле". Когда Рафаэль писал её, ему было около семнадцати лет. Поэтому в ней нет еще ни классической красоты, ни того блеска живописного исполнения, которым отличались более поздние произведения мастера. Художнику было почти столько же лет, сколько мне сейчас Это интересный факт.
Эрмитажная картина (а именно там она висит в настоящее время) не отличается также, как говорят критики, тем особым построением композиции, которая заставила многие поколения художников изучать произведения Рафаэля как недостижимые примеры.
Но вряд ли следует касаться подобных вопросов. Да и не моё это дело, разбирать картину как искусствовед. Я этого не умею. Но одно могу сказать точно, что Базаров тоже не имел соответствующего образования, чтобы профессионально заявлять о том, что Рафаэль никому не нужен, и его картины тоже. Так что, это - дело вкуса.
И всё же в этой, как говорят, несовершенной и скромной "Мадонне Конестабиле" есть другие качества, которые делают ее по-своему замечательной. И мне лично эта картина понравилась, потому что она очень простая, без претензий на что-либо. И в тоже время очень красивая.
По моему мнению, основная ее особенность - наполняющая всю картину лёгкая грусть. Она присутствует в образе Мадонны, совсем молоденькой и наивной девушки, и в простом, неброском пейзаже, мягко расстилающемся за ее спиной.
Природа играет роль фона для центрального образа. Фона, на котором так отчётливо видны персонажи. В картине царит весна, светлой зеленью покрыты невысокие пологие, уходящие вдаль холмы. На стройных тонких деревьях только начинают распускаться листья.
Основная черта облика Мадонны - задумчивость, и в то же время у меня такое ощущение, что ей всё ясно. Ее фигура поставлена строго в центре произведения. Ребенок у неё на руках, Мадонна на него смотрит. Этим достигается необычайная гармоничность картины "Мадонна Конестабиле".
Картина нарисована специально для небольшого формата. Ее даже трудно представить себе более значительного размера. По своему характеру она напоминает книжную иллюстрацию. И это ещё одно её качество, которое мне нравится. Вся картина сразу перед глазами, всё видно. Она легко запоминается, и за автора не нужно ничего додумывать.
Также картина не квадратная или прямоугольная, как обычно, а круглая. Она прекрасно вписывается в эту форму и вся выдержана в мягких линиях: склоненная голова в покрывале, фигурка младенца.
Мне очень понравилась картина итальянского художника Рафаэля "Мадонна Конестабиле". И мне совершенно непонятно, как Базаров мог протестовать против этого художника в частности и против искусства в целом?! Разве можно не понимать и не видеть красоты творчества? Жизнь героя, в таком случае, была просто бедна и неинтересна. Не удивительно, что автор убивает его в конце романа.
Творчество художников, музыкантов, писателей достойно быть понятым и продолженным. Нельзя просто так отмахиваться от того, что человек может сделать своими собственными руками!

Прав ли был Базаров, когда утверждал, что "Рафаэль гроша медного не стоит"?.

"По-моему, Рафаэль гроша медного не стоит" - утверждает Базаров, герой романа И.С.Тургенева "Отцы и дети". Он нигилист, а потому отвергает все, что может быть авторитетным. Но, быть может, он прав? Кто такой Рафаэль, что он вообще сделал такого, чтобы войти в историю живописи? Или мы преклоняемся перед его творчеством по традиции, заведенной предками, а его работы на сегодняшний день не актуальны? Чего же стоит Рафаэль и его творчество?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться непосредственно к творчеству художника.
Рафаэль - один из величайших творцов эпохи Возрождения. Он был очень разносторонним человеком: и архитектором, и монументалистом, и мастером портрета, и мастером декора. Нельзя не вспомнить такие его великолепные творения, как Сикстинская капелла в Ватикане, фреска "Афинская школа" - свидетельство торжества в искусстве Ренессанса гуманистических начал и их глубоких связей и искусством Античности. Эта фреска, наиболее известная , является составной частью тетралогии, изображенной на стенах комнаты, где скреплялись печатью папские указы. Темы этих фресок обращены к духовной деятельности человека: фреска "Диспут" олицетворяет богословие, "афинская школа" - философию, "Парнас" - поэзию, "Мудрость, Умеренность и Сила" - правосудие.
Много прекрасных работ у Рафаэля, но и по сей день его знают как создателя дивных Мадонн. Каждый из нас, подчас не подозревая даже, что это работа Рафаэля, знает "в лицо" самое раннее и самое позднее произведение этого цикла - "Мадонну Коннестабиле" и "Сикстинскую Мадонну".
"Мадонна Коннестабиле" Рафаэль написал в юности. От этой картины словно веет свежестью, чистотой, целомудрием. Ее никак нельзя назвать незрелой - до того тщательно она выписана. Это рисунок, вполне достойный гениального художника. Картина очень мала по размерам и живопись очень тонка, почти миниатюрна. Композиция вписана в круг, а точнее говоря, в полусферу, так как пейзаж за спиной Мадонны написан по всем правилам, установленным природой - он располагается как бы на сферической повуправляет двумя дельфинами, очень свирепыми на вид. Во фреске явственно просматривается радостная красота образов и ощущение ликующего счастья. Эти эмоции мастерски передаются плавными ругими линиями обнаженных фигур. Картина наполнена звучным колоритом, в котором светло-золотистые тона нагих тел оттеняются чистой синевой тела и морской гладью.
Следующую работу, на которой мне хотелось бы остановить свой взгляд, называют "Афинской школой". Это одно из величайших произведений Рафаэля. Фреска изображает мир древних философов, чьи идеи вдохновляли художников Ренессанса. Под величественными сводами вымышленного античного здания мы видим всех выдающихся философов древности, беседующих со своими учениками. Эту фреску начали называть "Афинской школой" спустя много лет после написания. Она изображает Академию, основанную Платоном в Афинах в 4 веке до нашей эры. Эта грандиозная работа всего вчетверо превышает человеческий рост, но кажется намного больше.
В центре картины изображены Платон и Аристотель. Суть их учений Рафаэль передал с помощью жестов. Рука Платона указывает на небо, а рука Аристотеля - на землю. Учение Платона более абстрактно, а учение Аристотеля скорее конкретно. Слева от Платона - Сократ, беседующий со слушателями. Прямо на ступенях, словно нищий на лестнице храма, расположился основатель школы циников Диоген. Внизу, на первом плане, две группы фигур. Слева мы видим склонившегося на колено с книгой в руках Пифагора с учениками. Справа - Архимед в окружении учеников. Он чертит циркулем на лежащей на полу грифельной доске. По лицам учеников мы можем прочитать, насколько они понимают своего учителя. У самого края фрески Рафаэль изобразил самого себя, а за своей спиной портрет своего учителя. Также на первом плане изображен Гераклит Эфесский, сидящий в глубокой задумчивости. Фигура Аристотеля и Платона является центром фрески благодаря значительности их образов. В осанке и походке героев чувствуется поистине царственное величие, а на их лицах мы ощущаем печать великой мысли. Архитектура "Афинской школы" - это гимн человеческому труду и творчеству.
Мне хотелось бы закончить свой обзор величайшей картиной Рафаэля - "Сикстинской мадонной". Это одна из самых прекрасных картин, посвященных теме материнства. На этой картине перед нами предстает, словно видение, ступающая по облакам Мадонна с младенцем на руках. Внизу, по обе стороны Мадонны, изображены святые Сикст и Варвара. У самого края картины нарисованы ангелы. Они вносят в картину нотку озорства и непринужденности. Основной образ картины - это образ Мадонны. Она предстает перед нами как обычный земной человек. В ее взгляде есть оттенок тревоги, словно она предчувствует трагическую участь сына. В то же время, мы видим, что эта женщина готова принести его в жертву. Да и сам младенец будто предчувствует свою судьбу: он изображен не по-детски серьезным и задумчивым.
Подробно рассмотрев картины Рафаэля, я вновь задал себе вопрос, прав ли был Базаров? Велик и непогрешим Рафаэль или "гроша медного не стоит"? Размышляя над этим вопросом, я прихожу к выводу, что этот итальянский художник был, безусловно, очень талантлив и оставил замечательные произведения искусства. Его работами вдохновлялись художники последующих веков. Основная заслуга Рафаэля заключается в том, что он заложил основу для следующих художественных открытий. И все-таки в конце своей работы мне бы хотелось вернуться к словам Базарова. Говоря о Рафаэле, он говорил обо всем искусстве в целом. Мне кажется, что здесь он был не прав. Я уверен, что искусство необходимо для развития человеческого общества и каждого человека в отдельности.

            Сочинения по литературе


^