Сочинение по картине




Сочинение по картине известных авторов

    Сочинение по картине Финогеновой "Каток для начинающих"

    Сочинение по картине: М. К. Финогеновой "Каток для начинающих".
    План сочинения.
    1. Несколько слов об авторе картины
    2. Сюжет и композиция картины
    3. Цветовая гамма
    Финогенова Млада Константиновна родилась в 1941 г. Еще будучи студенткой Московского государственного художественного института им. В. И. Сурикова, принимала участие в выставках художественных работ. В 1969 г. М. К. Финогенова была принята в Союз художников СССР. Картины художницы имеются в частных коллекциях в России и других странах, а также в музеях. Финогенова работает в различных жанрах, но в основном это пейзажи и натюрморты; также среди ее работ есть изображения интерьеров. Финогенова имеет звание заслуженного художника России. На картине М. К. Финогеновой "Каток для начинающих" мы видим обычный городской пейзаж, запечатленный художницей в зимнее время. Разноцветные коробки домов ступенями теснятся на небольшом пространстве; изображенная на переднем плане площадка плотно зажата строениями со всех сторон. Однако такое местоположение катка придает ему и дополнительное ощущение безопасности, изолированности от остального мира, что особенно актуально, если учитывать, что он предназначен для тех, кто только учится кататься на коньках. Нужно отметить, что на картине крайне мало объектов природного происхождения - лишь четыре дерева вдали. Неба тоже почти не видно за домами, которые на заднем плане становятся все выше и выше. Собственно каток окружен невысокими домами: слева мы видим одноэтажное красное здание, справа - двухэтажный дом того же цвета. На стене этого дома висит большая табличка с хорошо различимой надписью: "Каток для начинающих". На двускатной крыше этого здания установлено несколько прожекторов - очевидно, предназначенных для освещения катка в вечернее время. Мы можем достаточно хорошо рассмотреть дом с табличкой. На втором этаже окна большие, оконные рамы изготовлены в виде решетки, так что вставлено не одно-два больших стекла, а много маленьких стекол. На втором этаже имеется по одному окну на каждой из двух сторон, которые мы видим. На первом этаже - два окна на стороне, обращенной к катку; на другой стороне нет ничего, кроме таблички. Что это за здание? Жилой дом? Можно предположить, что это спортивная школа для детей или Дом творчества юных. Вряд ли обычная школа: для этого здание слишком маленькое. Если смотреть прямо, за катком мы видим серое здание, очертания которого четко прорисованы, а окна кажутся размытыми на фоне стен. Этот дом тоже невысокий; а за ним громоздятся высотные дома, которые словно нависают над пространством катка. Можно предположить, что дома вокруг катка относятся к более раннему времени застройки. Очевидно, что зима снежная: вдоль стены изображенного слева одноэтажного дома можно различить сугробы. Вероятно, они появились здесь после расчистки катка от выпавшего снега. Крыши домов тоже покрыты снегом. Художница изобразила каток в обычный зимний день - бессолнечный, но и не пасмурный. Вероятно, это вторая половина дня - высотные дома на заднем плане выглядят очень темными, в то время как пространство катка выделяется на картине ярким белым пятном, работает дополнительная подсветка на крыше дома. Близлежащие здания в свете прожекторов тоже выглядят светлее, выделяясь на фоне темных силуэтов более отдаленных домов. На катке, если присмотреться, можно увидеть шесть человеческих фигур. Пять из них художница изобразила в ряд на переднем плане; один человек стоит чуть поодаль слева, его светлая куртка почти сливается со снежным фоном. На катке мы видим три ряда специальных поручней, за которые катающиеся держаться для большей уверенности. По позам катающихся видно, что они действительно только-только осваивают этот вид спорта, один чуть не опрокидывается назад, двое других едут полусогнувшись. Очевидно, что все они перемещаются медленно и осторожно; все держатся за поручни. Справа, где территория катка упирается в дом, а поручни изгибаются, мы видим фигурку девочки. О том, что это девочка, легко догадаться по одежде. Она стоит, держась за поручни - может быть, отдыхает, а может, ждет, пока ее нагонит подруга - среди катающихся можно различить еще одну девочку в коротком розовом пальто. Остальные трое катающихся - мальчики. Нужно отметить, что среди катающихся нет маленьких детей - можно предположить, что все они приблизительно одного возраста, возможно, даже живут по соседству в близлежащих домах и учатся в одной школе. Необходимо отметить и некоторые особенности художественных приемов, использованных автором картины. В технике изображения явственно ощущаются тенденции примитивизма, которые в той или иной степени проявились во многих авангардистских направлениях изобразительного искусства XX в. - таких, как фовизм, экспрессионизм, сюрреализм и др. Художница подметила и запечатлела особенность городского пейзажа - за высотными домами почти не видно неба. Немногочисленные деревья сиротливо темнеют на фоне домов. По сути, пейзаж Финогеновой - это антипейзаж, в котором природа как таковая почти отсутствует. Если во многих традиционных пейзажах деревья нередко можно воспринять как ось, связывающую небо и землю, то на картине Финогеновой оголенные ветви деревьев, словно руки, с мольбой тянущиеся к небу, ставшему таким далеким от земли и человека, считающего себя ее хозяином. Цветовые решения автора картины "Каток для начинающих" также тесно связаны с характерным для примитивизма видением реальных объектов. М. К. Финогенова использовала яркие цвета, которые сразу привлекают внимание зрителя - чтобы убедиться в этом, еще раз посмотрим на дома на переднем плане картины. Красные стены зданий резко выделяются на общем фоне картины. Изображению присуща и выраженная контрастность: светлый каток и темные здания на заднем плане. Смягчают переход от светлого к темному изображения зданий светло-серого и светло-желтого оттенков. Синеватые тени на поверхности катка передают характерный блеск льда, проблески неба такого же цвета, как и снег, каким оно нередко и бывает зимой.

    Описание картины М. К. Финогеновой "Каток для начинающих".
    Что чувствует ребенок, впервые за зиму, а может быть, и за всю жизнь надевший на ноги коньки и вставший на лед? Сердце переполняет радость и ликование - хочется скорей встать на зеркало застывшего катка, пробежаться, подставив лицо колючему морозному ветру, вволю накататься и устать. Хочется идти на тяжелых, приятно ноющих ногах, нести в руках застывшее серебро и мягкую кожу - быстрые и легкие коньки на остром лезвии.
    Но, помимо радости и предчувствия предстоящего веселья, тревожит непонятное волненье - а вдруг не смогу, а вдруг не получится? Того и гляди упадешь и вызовешь бурный всплеск хохота друзей и просто совершенно незнакомых ребят, пришедших, как и ты, морозной предвечерней порой прокатиться на коньках по льду катка, Однако ноги уже делают первый шаг, коньки обретают равновесие и собственную жизнь и уже несут тебя, как два волшебных зверька, по гладкому льду, навстречу вечернему ветру. Кожу холодит и покалывает мельчайшая снежная пыль, звучит приятная веселая музыка. Озорно поскрипывают коньки, оставляя на гладкой поверхности льда вычурные узоры царапин. Тебя окружает смех друзей и приятелей, и даже незнакомый парнишка, которого видишь впервые, кажется давно знакомым. Радость широкими крыльями обнимает тебя - и хочется вечно нестись по ледяному зеркалу катка. Именно такие мысли посещают меня, когда я рассматриваю картину М. Финогеновой "Каток для начинающих".
    Полотно написано в интересном, выдающимся стиле - авангардизме. Преобладают четкие, строгие линии, правильные геометрические контуры. Этот стиль не годится для изображения классических портретов и пейзажей: они не будут фотографически точно передавать окружающую действительность. Напротив, этот жанр словно бы специально придуман для того, чтобы разрушать, расплетать ткань реальности, привносить в мир действительности что-то неземное, необычное, волшебное. Поэтому данное полотно невозможно долго разглядывать, стараясь рассмотреть детали: реалии настоящего мира преображаются здесь, либо совершенно утрачиваясь, либо трансформируясь во что-то новое, неожиданное. Зато картина, написанная в рамках авангардизма, потрясающе передает общий настрой, чувства и настроение. Уходя от материального мира, авангард, погружается в мир чувственный, в мир эмоциональный, точно и искренне передавая с помощью цвета, света и разнообразных форм настроение мысли, чувства и эмоции художника, которые он выплеснул на холст, превратив в радостную, красочную и завораживающую работу.
    Практически всю площадь полотна занимают изображения домов - самой разной формы. Здесь и мрачноватые, возле самого горизонта, высотки, подпирающие небо, - одно высокое узкое здание темно-фиолетового цвета, второе длинное, тянущееся спиной-крышей вдоль верхней кромки, печального темно-синего, почти черного цвета. Здесь и солнечные желтые домики, и задумчивые серые, словно дымчатые строения. Только в самом низу картины, но практически в центре, на переднем плане - стайка детей, окруженная красным кирпичом строений. Три мальчика - в темных одеждах и шапочках, и две девочки - в красивых светлых пальтишках, проезжающие вдоль перил на голубую простыню льда. Там уже стоит одинокая фигурка девушки в темных колготках и белом пальтишке. Наверное, она кого-то ожидает, а может, просто остановилась слегка передохнуть.
    Яркость использованных художницей красок несколько приглушается их соединением, сочетанием. При строгих геометрических формах зданий присутствует легкость переходов и переливов цвета. На фоне темных громад домов на заднем плане строения среднего плана, выкрашенные в дымчато-голубой, серый, желтоватый, выглядят прозрачными, хрупкими. Их простота и неяркость подчеркивает праздничный алый и кирпичный оттенки зданий на переднем плане. Окошки домов, словно мозаика, каждое своего, особенного оттенка. А вместе каждая деталь образует единое, неделимое полотно хорошего настроения, чистого и ясного зимнего вечера и непосредственной детской радости от прогулки с друзьями и катании на коньках.

                 Все сочинения школьной программы по картине


^