Сочинение по картине




Сочинение по картине известных авторов

    Сочинение по картине Нестерова "Видение отроку Варфаламею"

    Сочинение по картине: М. В. Нестерова "Видение отроку Варфаламею".
    Полотно М.В.Нестерова "Видение отроку Варфаламею" считается одним из значительных произведений художника.
    Сам Нестеров в воспоминаниях пишет, что замысел написать картину родился в тот момент, когда он любовался открывающимся пейзажем, стоя на террасе абрамцевского дома, захваченный простой красотой русской природы осенью.
    Именно осенний пейзаж служит фоном, на котором происходят чудесные события из детства Сергия Радонежского. Это событие Нестеров передал в своей картине. Чудо, случившееся с отроком Варфоломеем, изменило всю его жизнь. Варфоломей на картине изображен в благоговейном трепете. В восторге он сложил молитвенно руки и внимает всему, что говорит ему странник.
    Невозможно сказать, стар или молод чудотворец, передающий Варфаламею чудесный дар. Он устало прислонился к дереву, его лицо закрывает капюшон схимны. Зато Варфаламей весь открыт для того святого, что вошло в его жизнь вместе с этим усталым путником.
    А вокруг раскинулись широкие русские просторы. Золотые леса оттеняют строгие одежды святого. Недалеко виднеется церковь, дома. Но ничего не видит отрок Варфаламей: ни родной деревни, ни осеннего леса. Для него в тот момент есть только странник в одежде монаха и его слова, произнесенные от имени Бога. А природа разливает покой, который отныне поселился в душе мальчика, увидевшего свое предназначение на этой земле.

    Описание картины Нестерова "Видение отроку Варфаламею".
    Нестеров Михаил Васильевич - советский художник-живописец. Ему принадлежит множество прекрасных картин. С одной из его картин на уроке нас познакомила учительница по литературе. Эта картина называется "Осенний пейзаж". Сейчас осень, пасмурно, дождливо.
    Эта картина очень точно отражает наше состояние на данный период времени, ведь осень - удивительная пора! Картина "Осенний пейзаж" была написана Михаилом Васильевичем в 1906 году. Даже не верится, что этой картине уже более сотни лет!
    Существует мнение, что многие пейзажи Нестерова М.В. можно сравнивать с поэзией. Я считаю, что одной из таких картин как раз является "Осенний пейзаж". На этой картине изображена прекрасная природа. На переднем плане изображено одиноко стоящее деревце. Можно заметить, что половина этого дерева абсолютно "голая", а другая - еще совсем зеленая. Это необычное сочетание красок природы. Также на картине изображена река, а за ней виднеется лес.
    Я считаю, что Нестеров на этой картине изобразил именно самое начало осени: ту прекрасную осеннюю пору, когда листья деревьев только начинают желтеть. И это совсем не сложно заметить. Ведь всего несколько деревьев осень "раскрасила" в свои яркие цвета: желтые, красные, оранжевые.
    Река кажется прозрачно-чистой. Только видно, как в ней отражаются эти величественные деревья. Поверхность и водная гладь этой реки напоминает зеркало.
    За этим очень интересно наблюдать. Также нельзя не заметить серые облака, которые также удивительно находят свое отражение в реке. Эта картина навевает какую-то грусть. Появляется ощущение какой-то удрученности. Глядя на эту картину, не хочется думать о том, что скоро наступит зима. Сразу хочется окунуться в прекрасные летние деньки.
    Таким образом, "Осенний пейзаж" Нестерова М.В. - удивительная картина, очень точно отражающая и показывающая все прелести и краски осени. В этой картине можно разглядеть ту прекрасную живописность нашей природы, на которую мы порой не обращаем внимания. Хочу отметить то, что эта картина произвела на меня необычайное впечатление, вызвав у меня неоднозначные чувства.

    Описание картины "Видение отроку Варфоломею".
    Всё в тающей дымке - холмы, перелески,
    Здесь краски неярки и звуки нерезки,
    Здесь медленны реки, туманны озёра,
    И всё ускользает от беглого взора...
    Н. Рыленков "Всё в тающей дымке"
    О картине Нестерова "Видение отроку Варфоломею"
    Большинство картин, созданных М. В. Нестеровым в 1890-е годы, посвящены жизни Сергия Радонежского.
    Для Нестерова образ Сергия был воплощением идеала правильной, чистой и подвижнической жизни, но имел в его глазах и общественное значение.
    Первым произведением этого цикла была картина "Видение отроку Варфоломею", появившаяся на восемнадцатой Передвижной выставке. Работать над нею М. В. Нестеров начал в 1889 году.
    В основе сюжета лежало религиозное предание. Однажды отец послал Варфоломея искать лошадь. В поле под дубом отрок увидел прилежно молившегося старца. Варфоломей приблизился к нему, а тот, окончив молитву, благословил его и спросил, чего он ищет, чего хочет. Варфоломей отвечал, что более всего желал бы получить разум к учению. Старец помолился за него, а затем, вынув часть просфоры, дал её отроку, повелел вкусить, сообщив, что вместе с этим дастся ему разум к учению.
    В своей картине Нестеров далёк от подробной описательности действия. Недаром трудно понять, какой именно момент легенды изображён. Художника, скорее, интересовало не столько само чудесное событие, сколько определение его внутреннего характера, отражение его в душе мальчика.
    Нестеров изображает момент, когда отрок Варфоломей остановился перед старцем, ожидая окончания молитвы. Тонкая фигура мальчика, которую художник поместил почти в центре картины, сливается с пейзажем, она кажется органической частью полей, лугов, тонких, трепетных деревьев, зелёных перелесков, этого чистого русского пейзажа с его деревянной церковкой, деревенскими крышами, ёлочками и извилистой речкой.
    Природа изображена Нестеровым с глубоким пониманием - это не просто фон для действия, а воплощение поэтического представления о русской природе, о её нежной красоте и удивительной гармонии. И вместе с тем художник изображает природу просто и безыскусственно: и дома деревни, и сараи, и чуть красноватую крышу деревенской часовенки с серебристо-голубыми главками, перекликающимися с голубой полоской светлого облачного неба. Всё пронизано живым, реальным ощущением человеческой жизни, очищенной от повседневной суеты, умиротворённой, прекрасной в своей чистоте.
    Но мальчик печален - столько в нём недетской печальной внимательности, какого-то тихого душевного ожидания. Грустный мотив звучит в этом пейзаже, в нём нет ярких красок. Нежные тона ранней осени точно окрашивают бледным золотым цветом всю картину. Но природа трепетна, она прекрасна в своей тихой, чуть грустной тишине. Нестеров добился в этом произведении - и отныне это становится одной из главных особенностей его творчества - удивительной эмоциональности пейзажа, слитности с настроением человека. Несмотря на неправдоподобность сюжета, нет ощущения его ложности и надуманности.
    Новизна картины во многом заключена не только в изображении природы. Перед Нестеровым стояла этическая проблема - показать душевную частоту мальчика, показать идеал чистой, возвышенной, гармонической жизни, связанной с представлениями о духовных идеалах русского народа.
    Мальчик не удивлён появлением старца, он точно ждал его и теперь погружён в созерцание. Нестеров утверждает реальность чуда, возможность и естественность этого чуда в духовной жизни отрока Варфоломея.
    Картина Нестерова "Видение отроку Варфоломею" была новым явлением в русском искусстве. Сверхъестественный сюжет, соединение в картине реального (природы и человека) с видением (фигура старца с чудесным сиянием вокруг головы), повышенная, почти идеальная в своей сверхъестественности эмоциональная характеристика героя, слитность его настроения с настроением, царящим в окружающей природе, окрашенной золотым сиянием осени, - всё это были новые моменты в живописи передвижников.

    Сочинение по картине М. В. Нестерова "Видение отроку Варфаламею".
    На картине Нестерова большую роль играет пейзаж. Он очень эмоционален, созвучен с настроением героев. На заднем плане изображено блеклое, даже бело-желтое небо. Оно светлое, но не голубое. На этой картине основной цвет - желтый, значит, время года - ранняя осень. В глаза бросаются голубые купола бедной деревянной церкви. Эти два купола кажутся ярко-голубыми, выделяются на фоне желтоватого неба. По цвету и по форме они похожи на васильки, растущие на лугу. В картине чувствуется солнце, хотя его не видно. На дальнем плане изображена небольшая деревенька. За деревушкой простирается бескрайний простор. Рядом с церковью расположены огороды. Темно-зеленые посевы похожи на капусту. По бокам картины нарисованы густые леса, которые как бы обрамляют её, придают глубину. Слева на картине протекает изгибами маленькая речушка.
    На переднем плане изображены отрок Варфоломей и старец. Трепетное лицо мальчика печально, он с восхищением и недетским вниманием смотрит на игумена. Отрок очень худой: у него истощенное лицо, а под глазами синяки. Волосы его светло-русые под цвет соломы. Цвет волос ребенка гармонирует с цветами поля и деревьев. Мальчик молитвенно сложил свои худенькие и тонкие руки. Спина отрока слегка согнутая, его колени тоже чуть согнуты, как будто он собирается преклониться перед старцем. Мальчик одет просто - на нем обычная крестьянская одежда. Нестеров изобразил отрока в белом, чтобы показать чистоту души ребенка. Слева от мальчика растет маленькая березка. Она слабенькая и беленькая. Рядом с отроком стоит миниатюрная сосенка. Эти два деревца как символ молодости и беззащитности. Они такие слабенькие, что напоминают худенького и слабенького мальчика.
    Перед мальчиком стоит старец. Лица старца не видно, потому что оно скрыто капюшоном. Капюшон закрывает всю голову старца, но видно часть седой бороды. Седая борода говорит о том, что перед отроком стоит старый мудрец. Старец, чувствуя великое предназначение Варфоломея, словно наклоняется к мальчику. Вокруг головы игумена - нимб, который почти растворяется в желтом цвете деревьев. Руки старца большие, но истощенные, держат ларчик с просфорой. Видно, что это руки человека, который всю жизнь трудился и постился. Старец одет в черный плащ и накидку с красными крестами. Цвет и форма капюшона похожи на купола церкви. Игумен стоит рядом с дубом, который олицетворяет крепость, мудрость и старость. У старца есть все эти качества.
    Когда смотришь на картину, то ощущаешь простор. Пейзаж картины реалистичен, но в фигурах присутствует мотив сказочности. Кажется, на картине всё замерло, тишина. У меня, когда я смотрю на картину, появляется чувство спокойствия и грусти. На этой картине изображена чистота и красота русской природы.

                 Все сочинения школьной программы по картине


^