Сочинения по картинам русских классиков на rus.fizolimpiada.ru

Сочинение по картине
Нестерова "Пустынник"






Сочинение по картине Нестерова "Пустынник"

Сочинение по картине   М. В. Нестерова "Пустынник".
На картине Михаила Васильевича Нестерова "Пустынник" изображен старец-пустынник, человек, который ушел от всего мирского в уединение и молитвы.
Человек сливается с окружающей природой, становится ее частичкой.
Вглядитесь в лицо старца на картине. Сколько в нем одухотворенности! Нет мирской суеты и заботы. Старец слегка наклонил голову. Он как бы прислушивается к тому, что говорит ему рябина, каждая травинка. И лицо светится каким-то детским счастьем. Он рад первому снегу, несильному морозцу, разлитой вокруг благодати.
Глаза старца-пустынника светятся какой-то неземной добротой, как у Иисуса Христа на иконах. Время согнуло старца, но он не замечает ни бега времени, ни суетности мира. По его лицу видно, что он живет в полной гармонии с миром. Он - его часть, его продолжение.
Окружающая природа служит лишь подтверждением этому. В природе нет броской красоты: пожухлая трава, ветка рябины, елочка, серая гладь озера, далекий лес за ним. Все это сливается с пустынником в единый одухотворенный мир. Даже борода у старца цвета увядшей травы. В одной руке старик держит посох, в другой четки. Одежда его проста. Ему нет надобности нести с собой много. Все, что ему нужно, дает природа: приют, отдых, пищу.
Нестеров мастерски изобразил в картине полное единение человека и природы.
Состоянием полной гармонии наполнено полотно. И эта гармония предается зрителю, наполняя душу покоем и светлой радостью.

Картина "Пустынник", 1888-1889.
Это первая значительная картина, раскрывшая самобытность нестеровского творчества.
Тема ее не была такой уж новой, к ней обращались многие художники академического и передвижнического направления. Но у первых образ пустынножителя оказывался благостно-официозным, а вторые были склонны относиться к нему критически и осуждать за уход от мира. Нестеров первым с такой искренностью и силой опоэтизировал человека, отказавшегося от суетных мирских страстей и нашедшего счастье в уединении и тишине природы. Его старик-монах - простец, с наивной верой в Бога, не искушенный религиозно-философских мудрствованиях, но чистый сердцем, безгрешный, близкий к земле, - это и делает его таким счастливым. Нестеровский герой был навеян русской литературой - Пименом в "Борисе Годунове" Пушкина, "Соборянами" и другими героями, особенно, старцем Зосимой в "Братьях Карамазовых" Ф.Достоевского. Но Нестеров нашел этот человеческий тип и в жизни. Он написал своего пустынника с отца Гордея, монаха Троице-Сергиевой лавры, привлеченный его детской улыбкой и глазами, светящимися бесконечной добротой. Новым для русской живописи был не только образ старца, но и пейзаж, замечательный своей одухотворенностью. Он лишен внешних красот, сер и скуден в своей наготе ранней зимы, но пронзительно поэтичен. В нем появляется чахлая елка, гроздья красной рябины - любимые нестеровские "герои". Художник относится к ним как к живым существам. Глубокий внутренний лад связывает человека и природу. В коричневато-сером колорите картины еще сохраняется воздействие передвижнической живописи, но это уже неповторимый нестеровский мир Святой Руси.

Сочинение по картине М.В. Нестерова "Пустинник".
Картины Михаила Нестерова полны правдивости и натуральности.
В полной мере это относится к его "Пустыннику". Очевидно, что образ старца на картине не надуманный, мы словно попали на омушку леса и встретили там инока. И действительно автор приметил чистого душой и сердцем монаха в Троице-Сергиевой лавре. Запечатлев этого человека на картине, Нестеров показал, насколько просто можно жить, чтобы достичь единения с природой, а главное - с самим собой.
Этот ссутулившийся странник намного выше богатых снобов, которых полно было и в 19 веке, когда творил Нестеров. Но особенно много зарвавшихся богачей в наши дни. Как хотелось, чтобы они увидели светлый образ старца, чтобы остановились и всмотрелись в бездонные глаза монаха. Вот человек, который понял, что истинный смысл жизни - это не богатство и не слава.
Найти душевное равновесие, соединиться с природой, так как это получилось у пустынника, сможет не каждый. Для этого требуются годы упорного труда и душевной борьбы, но результат стоит того. Перед нами пустынник, голова которого скромно опущена к земле, он не возносится, хотя духовно намного выше всех смертных. Он нашел себя в этой жизни и со смирением ждет, когда Создатель определит конец его земного бытия.
Нет во взоре монаха ни зависти, ни гордости, ни нетерпения. Одухотворенный старец как бы говорит своим современникам и нам - далеким потомкам, что человек должен со смирением принимать все, что дано ему свыше и нести свою ношу без пререканий.
И природа поддерживает старца, она так же скромно и невзрачно "одета", без пурпура, без багрянца, без золота. Все предельно просто, и это сближает природу и человека. Нагота ранней зимы перекликается с ветхой одеждой старца, а оттенок его волос схож со цветом пожухлой травы.
Добротой наполнены и взгляд, и еле заметная улыбка богомольца, он словно призывает всех найти мир внутри себя и примириться с ближним.
Скромно желая всем добра, святой человек отождествляет на картине миролюбие Руси Святой.
И пусть увидят и поймут его люди века XXI.


          |   Все сочинения школьной программы по картине







Copyright © All rights reserved