Сочинение по картине




Сочинение по картине известных авторов

    Сочинение по картине Нестерова "Пустынник"

    Сочинение по картине: М. В. Нестерова "Пустынник".
    На картине Михаила Васильевича Нестерова "Пустынник" изображен старец-пустынник, человек, который ушел от всего мирского в уединение и молитвы.
    Человек сливается с окружающей природой, становится ее частичкой.
    Вглядитесь в лицо старца на картине. Сколько в нем одухотворенности! Нет мирской суеты и заботы. Старец слегка наклонил голову. Он как бы прислушивается к тому, что говорит ему рябина, каждая травинка. И лицо светится каким-то детским счастьем. Он рад первому снегу, несильному морозцу, разлитой вокруг благодати.
    Глаза старца-пустынника светятся какой-то неземной добротой, как у Иисуса Христа на иконах. Время согнуло старца, но он не замечает ни бега времени, ни суетности мира. По его лицу видно, что он живет в полной гармонии с миром. Он - его часть, его продолжение.
    Окружающая природа служит лишь подтверждением этому. В природе нет броской красоты: пожухлая трава, ветка рябины, елочка, серая гладь озера, далекий лес за ним. Все это сливается с пустынником в единый одухотворенный мир. Даже борода у старца цвета увядшей травы. В одной руке старик держит посох, в другой четки. Одежда его проста. Ему нет надобности нести с собой много. Все, что ему нужно, дает природа: приют, отдых, пищу.
    Нестеров мастерски изобразил в картине полное единение человека и природы.
    Состоянием полной гармонии наполнено полотно. И эта гармония предается зрителю, наполняя душу покоем и светлой радостью.

    Картина "Пустынник", 1888-1889.
    Это первая значительная картина, раскрывшая самобытность нестеровского творчества.
    Тема ее не была такой уж новой, к ней обращались многие художники академического и передвижнического направления. Но у первых образ пустынножителя оказывался благостно-официозным, а вторые были склонны относиться к нему критически и осуждать за уход от мира. Нестеров первым с такой искренностью и силой опоэтизировал человека, отказавшегося от суетных мирских страстей и нашедшего счастье в уединении и тишине природы. Его старик-монах - простец, с наивной верой в Бога, не искушенный религиозно-философских мудрствованиях, но чистый сердцем, безгрешный, близкий к земле, - это и делает его таким счастливым. Нестеровский герой был навеян русской литературой - Пименом в "Борисе Годунове" Пушкина, "Соборянами" и другими героями, особенно, старцем Зосимой в "Братьях Карамазовых" Ф.Достоевского. Но Нестеров нашел этот человеческий тип и в жизни. Он написал своего пустынника с отца Гордея, монаха Троице-Сергиевой лавры, привлеченный его детской улыбкой и глазами, светящимися бесконечной добротой. Новым для русской живописи был не только образ старца, но и пейзаж, замечательный своей одухотворенностью. Он лишен внешних красот, сер и скуден в своей наготе ранней зимы, но пронзительно поэтичен. В нем появляется чахлая елка, гроздья красной рябины - любимые нестеровские "герои". Художник относится к ним как к живым существам. Глубокий внутренний лад связывает человека и природу. В коричневато-сером колорите картины еще сохраняется воздействие передвижнической живописи, но это уже неповторимый нестеровский мир Святой Руси.

    Сочинение по картине М.В. Нестерова "Пустинник".
    Картины Михаила Нестерова полны правдивости и натуральности.
    В полной мере это относится к его "Пустыннику". Очевидно, что образ старца на картине не надуманный, мы словно попали на омушку леса и встретили там инока. И действительно автор приметил чистого душой и сердцем монаха в Троице-Сергиевой лавре. Запечатлев этого человека на картине, Нестеров показал, насколько просто можно жить, чтобы достичь единения с природой, а главное - с самим собой.
    Этот ссутулившийся странник намного выше богатых снобов, которых полно было и в 19 веке, когда творил Нестеров. Но особенно много зарвавшихся богачей в наши дни. Как хотелось, чтобы они увидели светлый образ старца, чтобы остановились и всмотрелись в бездонные глаза монаха. Вот человек, который понял, что истинный смысл жизни - это не богатство и не слава.
    Найти душевное равновесие, соединиться с природой, так как это получилось у пустынника, сможет не каждый. Для этого требуются годы упорного труда и душевной борьбы, но результат стоит того. Перед нами пустынник, голова которого скромно опущена к земле, он не возносится, хотя духовно намного выше всех смертных. Он нашел себя в этой жизни и со смирением ждет, когда Создатель определит конец его земного бытия.
    Нет во взоре монаха ни зависти, ни гордости, ни нетерпения. Одухотворенный старец как бы говорит своим современникам и нам - далеким потомкам, что человек должен со смирением принимать все, что дано ему свыше и нести свою ношу без пререканий.
    И природа поддерживает старца, она так же скромно и невзрачно "одета", без пурпура, без багрянца, без золота. Все предельно просто, и это сближает природу и человека. Нагота ранней зимы перекликается с ветхой одеждой старца, а оттенок его волос схож со цветом пожухлой травы.
    Добротой наполнены и взгляд, и еле заметная улыбка богомольца, он словно призывает всех найти мир внутри себя и примириться с ближним.
    Скромно желая всем добра, святой человек отождествляет на картине миролюбие Руси Святой.
    И пусть увидят и поймут его люди века XXI.

                 Все сочинения школьной программы по картине


^