Сочинение по картине




Сочинение по картине известных авторов

    Сочинение по картине Флавицкого "Княжна Тараканова"

    Сочинение по картине: К. Флавицкого "Княжна Тараканова".
    В русской истории много темных пятен и загадочных историй. Одной из них является жизнь и похождения знаменитой авантюристки, вошедшей в историю под именем княжны Таракановой. Она представлялась дочерью Елизаветы Петровны и сестрой бунтаря Пугачёва. Тайна вокруг этого имени вдохновляла поэтов, писателей и художников на создание великолепных произведений искусства, принёсших славу их авторам.
    Такова и картина К.Флавицкого "Княжна Тараканова", написанная в 1864 году. Произведение поражает драматизмом изображенной на нем ситуации: молодая, красивая девушка находится в запертой тюремной камере, которую постепенно затопляет вода. По одной из легенд находящаяся в заточение девушка, выдававшая себя за дочь царицы Елизаветы Петровны, погибает в результате наводнения. Но это не так. Княжна Тараканова скончалась в 1775 году, а наводнение в Петербурге произошло гораздо позже.
    Девушка на картине Флавицкого неподдельно страдает. Судьба уготовила ей страшную смерть - вода заполняет небольшое пространство камеры, а выйти никуда нельзя - дверь заперта. Девушка забралась на постель, прижалась к стене. Она запрокинула голову, на ее лице отразилось страдание от неизбежности гибели. Быть может, молодая узница в этот момент просит Бога простить ей все ее прегрешения. Или вся жизнь проносится перед ее закрытыми от ужаса глазами.
    А вода поднимается все выше и выше. На постель забираются крысы, пытаясь найти спасение от разбушевавшейся стихии. Но спасения нет. Девушка понимает это и страдает неимоверно. Она так молода, так красива. Она столько надеялась сделать в этой жизни. Но судьба распорядилась иначе. И вот она гибнет в воде в самом расцвете своей молодости и красоты.
    Еще больше трагизма придает картине обстановка камеры. Холодные каменные стены с отвалившейся штукатуркой, простой деревянный стол с незамысловатой арестантской утварью. Стол прикреплен к полу настолько крепко, что вода не может сдвинуть его с места. Вот так и узница как будто пригвождена к стене. Ей никуда не деться из тюрьмы, не уйти от неизбежного рока. От этого ее страдания лишь усиливаются.
    Картина К. Флавицкого "Княжна Тараканова" настолько захватывает воображение зрителя, что хочется узнать судьбу погибающей девушки, ее историю. Хочется знать за какие преступления заточена она в каземат Петропавловской крепости. Но загадка княжны Таракановой остается загадкой, так до конца и неразгаданной

    История картины "Княжна Тараканова".
    Каждый хотя бы раз побывавший в Третьяковской галерее человек наверняка запомнит картину "Княжна Тараканова" К.Д. Флавицкого. Написанная более ста лет назад, она и теперь волнует и драматизмом сюжета, и мастерством исполнения.
    Художник родился в Москве в семье чиновника. Рано осиротев, мальчик 7 лет провел в воспитательном доме для бедных детей. Способности к рисованию у него проявились довольно рано и были сразу замечены; вскоре Константин Фла-вицкий поступил в Академию художеств в Петербурге, где учился у профессора Ф.А. Бруни. В ту пору академия следовала законам классицизма - течения в европейской художественной культуре, которое в свое время имело в искусстве прогрессивное значение, но постепенно утратило его. Классицизм вступил в явное противоречие с зарождающимся реалистическим направлением в искусстве.
    Симпатии Флавицкого были целиком на стороне нового демократического искусства, но он должен был следовать канонам, заложенным в академии. Его первая картина была лишена индивидуальности и не имела успеха. Зато появившаяся на свет два года спустя картина "Княжна Тараканова" принесла художнику большую известность.
    В основу сюжета картины было положено событие, носящее полулегендарный характер. Таракановыми называли незаконных детей Елизаветы Петровны, дочери Петра I. Точных исторических данных о них не существует. Правда, было известно, что в одном из монастырей жила какая-то монахиня, "в миру" носившая фамилию Тараканова. Эта женщина для всех оставалась загадкой, она находилась под постоянной охраной, но ей оказывались большие почести. Умерла она в монастыре.
    Однако героиней произведения Флавицкого явилась не эта женщина, а самозванка, которая во время правления Екатерины II претендовала на русский престол, называя себя дочерью Елизаветы Петровны от тайного брака с А.Г. Разумовским. Долгое время она жила в Италии, выдавая себя за русскую принцессу. По приказу Екатерины граф А.Г. Орлов отправился за самозванкой в Италию. Прикинувшись влюбленным и обещая жениться, он хитростью заманил ее на русский корабль и арестовал. По преданию, Тараканова погибла в заточении в Петропавловской крепости в 1777 г.
    О гибели Таракановой ходили легенды. Говорили, что Екатерина заточила ее в камеру, которая затопляется во время разлива Невы. Эту легенду и выбрал Флавицкий в качестве сюжета для своей картины. Глядя на полотно, почти физически ощущаешь себя в мрачной и сырой камере Петропавловской крепости. Хлынувшая в тюремное окно вода затопляет камеру. Деревянная кровать, на которую, пытаясь спастись, карабкаются крысы, вот-вот скроется под водой. А на кровати, в изнеможении прислонившись к стене, стоит молодая женщина. Ее поза, воскового цвета лицо, полузакрытые глаза - все говорит о том, что силы покидают ее.
    В Зимнем дворце появление этой картины вызвало настоящий шок: дело было в том, что художник коснулся тщательно скрываемой тайны царской фамилии. Следственное дело о самозванке хранилось в строжайшей секретности, люди, причастные к нему, дали "клятвенное обещание вечно молчать под страхом смертной казни", и вдруг фамильный секрет Романовых разглашается, и притом в блистательной художественной форме!
    Разразился скандал. История могла окончиться для художника очень печально, если бы не триумф, с которым картина была встречена обществом. Только это и спасло Флавицкого от крупных неприятностей. Александр II, вынужденный считаться с общественностью, издал именной указ: "В каталоге картин против произведения Флавицкого сделать отметку, что сюжет этой картины заимствован из романа, не имеющего никакой исторической истины". Под "романом", по всей вероятности, имелась в виду полуфантастическая история Михаила Лонгинова, в 1859 г. напечатанная в журнале "Русская беседа". Путано и скучно написанная, эта история осталась незамеченной, но именно она натолкнула Константина Дмитриевича на сюжет будущего полотна.

                 Все сочинения школьной программы по картине


^