Сочинения по картинам русских классиков на rus.fizolimpiada.ru

Сочинение по картине
Айвазовского "Девятый вал"







Сочинение по картине Айвазовского "Девятый вал"

Сочинение по картине    Айвазовского "Девятый вал".
Картина Айвазовского "Девятый вал" вызывает странные ощущения. С одной стороны, она показывает нам торжество мужества, желание выжить при любых условиях, но, с другой стороны, картина показывает нам беспощадность моря.
Словосочетание "девятый вал" на жаргоне моряков означает самый страшный разгул стихии, который не может пережить даже самое подготовленное судно. Правда, художник показал нам не сам пик катастрофы, а ее последствия. После бурной и страшной ночи наступает обнадеживающее утро, которое может подарить выжившим морякам надежду на спасение.
В центре картины мы видим людей, которые стараются выбраться на обломок корабля. Отдельным людям это удалось, а вот один моряк упорно карабкается, цепляется изо всех сил за жизнь, но взобраться на спасительный обломок не может. Люди понимают, что море еще не успокоилось - и на них вот-вот обрушится страшнейшая волна, которая может запросто сбросить их с опоры. Однако отважные люди не собираются сдаваться, хотя море выглядит неумолимым. Оно пенится, переливается зеленью, которая показывает, что со дна моря штормом подняло водоросли.
Разгул стихии и бушующее море - это излюбленные темы в творчестве Айвазовского. Он любит показать борьбу человека с природой, жажду жизни. По-моему, такие картины помогают осознать ценность жизни, которую в последнее время люди просто перестали замечать.

Описание картины И. К. Айвазовского "Девятый вал".
"Девятый вал" - настоящий шедевр русской живописи и пожалуй, самая известная картина великого художника-мариниста И. К. Айвазовского.
В этой картине, как ни в какой другой, художник следует принципам романтического искусства - он описывает среди разнообразия жизненных явлений не типическое, а то, что выходит за пределы обыкновенного, исключительное.
Полотно, написанное в 1850 году, завершает ранний период творчества живописца.
Айвазовский показывает море, которое еще не успело успокоиться после неистового ночного шторма, и людей, потерпевших крушение в океане. Золотые лучи восходящего солнца освещают катящиеся волны. Самая большая из них - девятый вал - снова готова обрушиться на людей.
Измученные неравной борьбой со стихией, они пытаются спастись на деревянных обломках мачты своего корабля. Всеми изобразительными средствами Айвазовский подчеркивает величие моря и упорство людей. Но мы не видим на картине ужаса катастрофы. Пусть неистовствует стихия и катятся гигантские волны. Вера и мужество людей помогут им справиться с бедой.
С замечательным мастерством и силой передано Айвазовским великолепие волнующегося моря. На полотне все находится в движении, и море вместе с вздымающимися и тяжело обваливающимися волнами кажется по-настоящему "живым".
Художник использует самые яркие краски палитры. Верхняя часть полотна написана в розовато-фиолетовых тонах - так окрашивают небо, проходя через клубящиеся, похожие на туман, облака, первые лучи солнца. Внизу - тревожное сине-зеленое море, гребни волн которого переливаются всеми цветами радуги.
Картина Айвазовского "Девятый вал" - гимн мужеству человека, берущего верх над силами стихии, сколь страшной, столь и великолепной в своем грозном величии.

Девятый вал, 1850г, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Романтические черты творчества Айвазовского особенно ярко сказались в картине "Девятый вал", написанной в 1850 году. Название её взято из народного поверья о том, что в общем ритме накатывающихся волн одна заметно выделяется своей мощью и размерами среди других.
Древние греки считали самой гибельной волной третью, римляне - десятую. В представлениях других мореплавателей самым сокрушительным был девятый вал.
Раннее утро после бурной ночи...
Первые лучи солнца освещают бушующий океан и громадный "девятый вал", готовый обрушиться на группу людей, ищущих спасение на обломках мачт. Зритель сразу же может представить, какая страшная гроза прошла ночью, какое бедствие терпел экипаж корабля и как гибли моряки. Они с честью выдержали испытание, постоянно поддерживая друг друга. Вся группа держится вместе, чтобы в случае чего подбодрить друг друга.
Противостояние людей и стихии - вот тема картины.
Есть смысл в борьбе, в воле человека к спасению, в его вере в то, что, проявляя героизм, своими собственными силами можно спастись, когда по всем законам было суждено погибнуть!
Айвазовский нашел точные средства для изображения величия, мощи и красоты морской стихии. Несмотря на драматизм сюжета, картина не оставляет мрачного впечатления; наоборот, она полна света и воздуха и вся пронизана лучами солнца, сообщающими ей оптимистический характер. Этому в значительной степени способствует колористический строй картины. Она написана Светящаяся на просвет грозовых всполохов вода переливается всеми цветами радуги, брызги светятся, могучие волны тяжело перекатываются через погибающих людей, грозные скалы сулят гибель.
Яркая, мажорная красочная гамма картины звучит радостным гимном мужеству людей, побеждающих слепые силы страшной, но прекрасной в своем грозном величии стихии.
Кажущийся перебор чувств, в действительности соответствовал трагической ситуации. Такого реализма, проявившегося в картине Девятый вал, и других, никто в его время в изображении морских стихий достичь не мог. В картине соединилось многое из виденного и испытанного самим художником. Особенно памятна была ему буря, которую он пережил в Бискайском заливе в 1844 году. Шторм был столь сокрушителен, что судно сочли утонувшим, и в европейских и петербургских газетах появилось сообщение о гибели молодого русского живописца, имя которого уже было хорошо известно.
Спустя годы Айвазовский вспоминал: "Страх не подавил во мне способности воспринять и сохранить в памяти впечатления, произведенного на меня бурею, как дивною живою картиной".
Эта картина нашла широкий отклик в момент ее появления и остается до наших дней одной из самых популярных в русской живописи. Образ бушующей морской стихии волновал воображение многих русских поэтов.
Ярко отражено это в стихах Баратынского. Готовность к борьбе и вера в конечную победу звучат в его стихах:
Завыла буря; хлябь морская
Клокочет и ревет, и черные валы
Идут, до неба восставая,
Бьют, гневно пеняся, в прибрежные скалы.
Чья неприязненная сила,
Чья своевольная рука
Сгустила в тучи облака
И на краю небес ненастье зародила?
Кто, возмутив природы чин,
Горами влажными на землю гонит море?
Не тот ли злобный дух, геенны властелин,
Что по вселенной розлил горе,
Что человека подчинил
Желаньям, немощи, страстям и разрушенью
И на творенье ополчил
Все силы, данные творенью?
Земля трепещет перед ним:
Он небо заслонил огромными крылами
И двигает ревущими водами,
Бунтующим могуществом своим.
Когда придет желанное мгновенье?
Когда волнам твоим я вверюсь, океан?
Но знай: красой далеких стран
Не очаровано мое воображенье.
Под небом лучшим обрести
Я лучшей доли не сумею;
Вновь не смогу душой моею
В краю цветущем расцвести.
Меж тем от прихоти судьбины,
Меж тем от медленной отравы бытия,
В покое раболепном я
Ждать не хочу своей кончины;
На яростных волнах, в борьбе со гневом их
Она отраднее гордыне человека!
Как жаждал радостей младых
Я на заре младого века,
Так ныне, океан, я жажду бурь твоих!
Волнуйся, восставай на каменные грани;
Он веселит меня, твой грозный, дикий рев,
Как зов к давно желанной брани,
Как мощного врага мне чем-то лестный гнев.


          |   Все сочинения школьной программы по картине